Народную поддержку рублем не измерить
В России принят законопроект, отменяющий избирательный залог.
На прошлой неделе Государственная дума РФ приняла в третьем чтении проект федерального закона, отменяющий избирательный залог при проведении выборов всех уровней. После вступления документа в силу единственным основанием для регистрации кандидатов и партий станут подписи избирателей в их поддержку. Эксперты по-разному оценивают нововведение. Политологи считают, что, с одной стороны, упразднение залога уравняет всех участников выборного процесса, а с другой – уменьшит шансы так называемых малых партий пройти этап регистрации, ведь подписи могут стать механизмом для недопущения к кампании «неугодных» претендентов. ЦИК называет меру своевременной. А тем временем уже обсуждается вопрос о значительном снижении необходимого числа «автографов», чтобы свести к минимуму субъективный фактор при проверке. Есть и более радикальное предложение – регистрировать всех желающих на основании одного заявления.
О плюсах и минусах
Дискуссии о плюсах и минусах избирательного залога в качестве основания для регистрации кандидатов на выборах в России ведутся уже десять лет. И только недавно, а именно 23 января, федеральный законодатель вынес вердикт: упразднить. Стоит отметить, что подобное госдумовское решение полностью лежит в русле недавних высказываний Президента РФ Дмитрия Медведева.
Раз тема отмены залога получила столь широкий резонанс в обществе, значит, есть у этого механизма серьезные недостатки. Один из них, по мнению председателя избирательной комиссии Иркутской области Людмилы Шавенковой, заключался в том, что порой не удается проверить законность пожертвований, поступающих на избирательные счета участников выборов:
– Не всегда можно проследить, откуда поступили деньги, направленные в качестве залога. Например, были ситуации, когда открывался счет, непонятно какие жертвователи туда перечисляли средства, а финансовые ресурсы в качестве залога поступали только из одного источника. Избирком проверяет только это направление, потому что исследовать глубже данный процесс закон не разрешает, да и проверять такие цепочки можно до бесконечности.
Людмила Шавенкова также считает, что каждый желающий поучаствовать в выборах должен прежде всего заинтересовать избирателей. И лучше всего, если он это сделает не только с помощью агитационных плакатов, а рассказав о себе людям (самостоятельно или через посредников) в процессе сбора подписей.
Кроме того, залог, по мысли экспертов, создавал для участников выборного процесса неравные условия при регистрации. С помощью денег обеспеченные претенденты могли без проблем получить официальный статус кандидата, а потом, если повезет, принимать участие в тех или иных управленческих процессах. При этом зачастую во власть приходили люди с не совсем чистой биографией или же без должной подготовки и необходимого опыта.
Политолог Игорь Михель считает, что отмена залога на выборах упрощает возможность участия в них и является шагом в сторону демократии:
– Несомненно, судьбы партий и политиков должны решать не деньги, а мнения людей.
Своевременной и правильной инициативу считают и представители «партии власти». Заместитель секретаря политсовета Иркутского регионального отделения «Единой России» Наталья Деньгина полагает, что реальную поддержку избирателей никак нельзя измерять денежной суммой.
– Кроме того, и «малым» партиям будет проще зарегистрироваться для участия в выборах, ведь сейчас размер залога достаточно высок, а потому многим не по карману, – отметила она. – Нужно ответственно подходить к сбору подписей, заручаться поддержкой граждан и идти вперед.
«Подписной» волюнтаризм
Между тем доводов «против» одобренной Госдумой новеллы тоже достаточно. Обеспокоенность иркутских экспертов вызывает обострение (из-за исчезновения альтернативного основания для регистрации) негативных моментов, связанных с процессом сбора подписей. По мнению Игоря Михеля, существует теоретическая опасность волюнтаристских решений избирательных комиссий в процессе проверки «автографов» в поддержку кандидатов. С ним солидарен и известный московский политолог Александр Кынев, который считает, что в ходе анализа подписей на достоверность зачастую выбраковываются не только реально сфальсифицированные, но и те, в оформлении которых допущены технические помарки: ошибки в адресе, пропуск слов, неправильные сокращения.
– Львиная доля подписей, которые признаются недействительными, являются техническим браком, который всегда можно обнаружить в объеме, достаточном для отказа в регистрации нежелательному кандидату, – говорит Александр Кынев.
В качестве иллюстрации этого утверждения координатор ассоциации «Голос» в Иркутской области Алексей Петров привел такой факт: в прошлом году на выборах в Народный хурал Республики Бурятия список экс-партии «Союз правых сил» не зарегистрировали только потому, что в ее подписных листах был не полностью указан адрес избирателей – перед названием города отсутствовало наименование республики.
Многие эксперты признают жесткость законодательства о выборах в части количества недействительных и (или) недостоверных подписей, которые могут послужить поводом для отказа в регистрации. Сегодня для этого достаточно 10% «брака». Политолог Юрий Пронин уверен, что такие суровые правила способствуют махинациям с подписями. По его мнению, залог выступал определенной страховкой от подобных действий.
По мнению секретаря регионального бюро «Справедливой России», депутата Законодательного собрания Владимира Матиенко, залоговый механизм являлся еще и орудием противостояния административному ресурсу.
Новые идеи
Вместе с тем, по мнению председателя регионального отделения партии «Правое дело» Алексея Козьмина, справедливость бы восторжествовала, если бы одновременно с данным законом федеральный законодатель принял давно ожидаемое решение о том, что любая зарегистрированная партия (а их к настоящему времени осталось семь) может выдвигать своих кандидатов без сбора подписей. Сейчас эту льготу имеют только четыре партии, представители которых на последних выборах прошли в Госдуму.
А Алексей Петров вообще считает, что теоретически было бы возможно регистрировать всех без исключения кандидатов – только на основании их заявлений о желании баллотироваться на тот или иной пост:
– На мой взгляд, повального количества кандидатов в связи с этим не будет, их число увеличится в полтора-два раза максимум. А вот не давать тем немногочисленным партиям, которые сегодня зарегистрированы и, как правило, соответствуют жестким требованиям законодательства, участвовать в избирательных процессах – политически неграмотно.
Впрочем, существуют и менее радикальные предложения по совершенствованию выборного законодательства. Среди них – уточнение понятия «недействительные подписи» (в частности таковыми не должны являться технические недочеты), повышение лимита допустимого брака в подписных листах, уменьшение необходимого для регистрации количества «автографов». Нужно отметить, что идеи о поэтапном снижении числа подписей содержались в Послании президента Федеральному собранию в 2008 году, а потому есть все основания думать, что они будут реализованы.
Все перечисленные инициативы уже обсуждаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, на рассмотрении Госдумы сейчас находится ряд законопроектов, вытекающих из президентского Послания, некоторые еще находятся в стадии подготовки и будут внесены, предположительно, в феврале.
Своими законотворческими идеями с газетой «Областная» поделилась и член Центральной избирательной комиссии РФ Майя Гришина, курирующая Иркутскую область:
– Представляется, что необходимо также повысить требования к качеству собираемых подписей, установить такие правила их проверки, которые бы не загоняли избирательные комиссии в цейтнот. Можно предусмотреть и некоторые другие новации, поискать иные формы выявления поддержки избирателями кандидатов, например, по результатам предыдущих выборов, в том числе нижнего уровня.
Не исключает Майя Гришина и возможности вернуться к рассмотрению новых форм сбора подписей, минимизирующих факторы субъективности проверки и дефицита времени при этой процедуре. Например, можно удостоверять подписи в нотариальном порядке или же собирать их в штабе кандидата или избирательного объединения. Но об этом необходимо будет предварительно уведомить избиркомы, представители которых могут присутствовать при «подписном» сборе.
– Что касается влияния отмены залога на результаты проводящихся в России выборов, то, на мой взгляд, существенно итоги голосования от этого не изменятся, – резюмировала Майя Гришина.