Образовательная сверхдержавность
Свободу слова ограничивает не столько Савик Шустер (пусть именитый ведущий не обольщается), и даже не дорогое эфирное время, сколько отсутствие мысли. Что и было блистательно продемонстрировано аккурат перед Новым годом.
Покуда население в большинстве своем решало насущные вопросы: как и чем встречать этот наступающий год, в прямом эфире "Свободы слова" решался вопрос о судьбах Отечества. И судьба эта будет зависеть, естественно, от модернизации образования. Именно так сформулировал тему дискуссии ведущий: вернет ли России образовательная реформа статус научно-культурной сверхдержавы, или суждено ей быть развивающейся страной. Потом, правда, облегчил жизнь аудитории, и народ в студии жал кнопки, отвечая на вопрос: реформа образования улучшит его или ухудшит. Народ отвечал по своему разумению: 66,4% сочли, что ухудшит, 24% - что улучшит, 2,7% - не сочли ничего.
И тут в бой, святой и правый, бросился главный защитник-проводник реформы - г-н министр образования. "О, сколько раз твердили миру..." Ну в общем, все как всегда: не реформа-де, а модернизация, ЕГЭ, естественно, всю коррупцию оборет, образование у нас лучшее, а платное - так просто дикое. Был, правда, и аргументационный "свежачок": министр доверительно поведал, что лучшее образование - в Сингапуре, но кто ж хочет равняться на Сингапур. После этой сентенции министр сделал паузу. Радует, конечно, что г-н Филиппов овладевает приемами риторического воздействия, но так и осталось непонятным: то ли министр не считает, что нужно равняться на лучшее, то ли не хочется ему с Сингапуром состязаться. И уж совсем крамольная мысль: если там - лучшее, то у нас - какое?
Но задуматься над этой крамолой всерьез времени не было, потому что министр не стал следовать мудрому совету Джулии Ламберт, а тут же вытащил из колоды аргументов своего козырного туза - ЕГЭ, которым в наступающем году в едином порыве готовы охватиться уже 49 регионов России. Здесь, как водится, слушателям поведали о том, что задания для ЕГЭ сродни вопросам на международных олимпиадах, что профессорам и академикам на них не ответить, что проверяются все работы из всех регионов в Москве, что только один человек из десяти тысяч может все решить на 100%, что дети из Сибири могут поступить в любой вуз страны, что есть разница в образовании в городских и сельских школах, поэтому для выпускников сельских школ проводится в вузы целевой набор, а возможности у всех равные. В общем, в сознании министра никаких новых аргументов в пользу ЕГЭ не появилось, а те, что есть, мало кого в чем убедить могут. Единственное, в чем все убедились в очередной раз, что для министра ЕГЭ - дело всей жизни, если не сказать чести. И за него он будет драться не жалея живота своего.
Но этим для него реформа пока и исчерпывается, потому что "разгружать школьников будем, но весьма относительно, ведь из школьной программы нельзя выкинуть ни одной формулы", потому что содержание образования и стандарт у него уже готовы, потому что из 150 федеральных целевых программ в образовании он обещал президенту выбрать 50 приоритетных. Вот бы теперь и нам узнать, что войдет в эти пять десятков.
Битва сторонников и противников ЕГЭ/ГИФО (а именно к этому сводится модернизация образования) в прямом эфире привела к тому, что народ в студии несколько изменил свое мнение: тех, кто думает, что модернизация ухудшит состояние образования, стало больше - 68,5%. И тут можно бы потереть удовлетворенно руки и сказать, как на уроке геометрии, - ч.т.д. (что и требовалось доказать). Слава Богу, что народ в студии (а значит, и за ее пределами) понимает, что речь должна идти не о реформировании образования, а о выстраивании новой системы нового образования, с новой экономической базой, с новыми приоритетами. Понимает, что главная проблема - не единый экзамен и поступление в вуз, а подготовка кадров для школы, поскольку нынешний учительский корпус попросту стареет, а смены - нет. Честно говоря, проблему учительских кадров решить-то весьма просто. Рецепт прописан давно:
"Я не думаю, что образование должно быть для кого-нибудь единственной профессией; им следует заниматься в течение самое большее двух часов в день людям, проводящим остальное время вдали от детей. Общество юных утомительно, в особенности когда избегают строгой дисциплины", - так писал Бертран Рассел в 1935 году в In Praise of Idleness. Может, есть смысл прислушаться.
И еще одно понимает народ - нужно обязательное одиннадцатилетнее образование, только его готовы все считать полным средним образованием. И уж если государство вернулось в образование (а это не единожды заявлялось), то оно и должно заявить о том, что готово давать своим гражданам полное среднее образование. И управление образованием не сводится к борьбе с левыми доходами репетиторов, оно складывается из правовых норм и экономических обязательств - например, гарантирует гражданам бесплатное среднее образование и дает кредит на получение высшего, доверяет директорам школ и ректорам вузов самим решать вопрос, что им нужно купить - компьютеры или оконное стекло. А еще управлять образованием - это значит прислушиваться к мнению граждан, потребителей, извините, этой самой услуги. Они свое мнение выражают очень просто - рублем, они готовы платить за образование своих детей, потому что никого уже не нужно убеждать в том, что знания нужны. Вот и дайте возможность платить тем, кто хочет платить.
Связь между финансированием образования и его успешностью установлена вполне определенно, в очередной раз это подтвердила Школьная таблица ЮНИСЕФ (данные исследования опубликованы в декабре). В международном рейтинге образования лидируют Южная Корея (не Сингапур) и Япония. Из европейских стран лучшие - Финляндия (3-е место) и Австрия (6-е место). Англия - на 7-м, Франция - на 12-м, США - на 18-м, Германия - на 19-м. России в этой таблице нет. Авторы доклада отмечают, что нет прямой связи между академическими успехами школьников и финансированием образования. Так, власти Греции и Южной Кореи выделяют на одного ученика одинаковую примерно сумму, но по уровню образования Южная Корея занимает первое место, а Греция - 23-е. Но в то же время авторы доклада устанавливают прямую связь между академическими показателями детей и социальным положением их родителей: как правило, лучше всех сдают экзамены и поступают в университеты дети из семей среднего класса. Послушайте, а может, и нам по этой проторенной дорожке пойти, а? Не вечно же России свой особый путь выискивать.
Может, и у нас этот всеобщий закон сработает - будет больше среднего класса, станет лучше образование, и не только среднее.
P.S. А Южная Корея к каким относится - к развитым или к развивающимся?