Бусидо российского журналиста
Если не хочешь цензуры сверху - займись выработкой свода правил сам. Вчера Индустриальный комитет, в который входят руководители ведущих российских СМИ, рассмотрел проект антитеррористической конвенции.
Этот документ должен стать неким кодексом для журналистов во время освещения чрезвычайных ситуаций.
Идея разработки такого документа возникла после трагических событий на Дубровке.
Однако сама сложившаяся ситуация доказала, что некий корпоративный кодекс, регламентирующий деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях, необходим. В состав рабочей группы по выработке антитеррористической конвенции вошли председатель Индустриального комитета, гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст, президент "Медиа-союза" Александр Любимов, гендиректор агентства "Интерфакс" Михаил Комиссар, президент телекомпании REN TV Ирена Лесневская, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев, главный редактор газеты "Известия" Михаил Кожокин, главный редактор ежедневной "Газеты" Раф Шакиров, глава компании "Рамблер" Олег Радзинский.
Согласно проекту конвенции, работники СМИ обязаны понимать, что в период контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам. Журналисты обязаны незамедлительно передавать в распоряжение оперативного штаба или официальных органов ставшую им известной в ходе контактов с террористами информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей. Учитывая, что в большинстве своем террористы заинтересованы в доступе к средствам массовой информации для изложения своей позиции, журналисты не должны брать у преступников интервью во время совершения терактов, кроме как по просьбе или с санкции оперативного штаба, предоставлять террористам прямой эфир без консультаций с оперативным штабом, самостоятельно брать на себя роль посредников. Журналисты, освещающие теракты, должны избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей. Оперативный штаб может закрыть часть информации, о чем СМИ обязаны сообщить своей аудитории - это сделано по соображениям безопасности для сохранения жизни людей.
А еще корреспонденты не должны брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу - работник СМИ с автоматом перестает быть таковым, ведь журналистика - профессия мирная.
После обсуждения антитеррористической конвенции Индустриальный комитет распространит ее текст в медийном сообществе, и прежде всего - в регионах для широкого обсуждения.
Прокомментировать работу над этим документом "РГ" попросила главу "Медиа-союза" Александра Любимова: "Сама конвенция представляет собой цеховой документ. Это некий свод правил, понятий и представлений о поведении СМИ при проведении контртеррористических операций. Во время работы над конвенцией долго шла работа над выработкой механизма поведения СМИ в такой критической ситуации. Ведь очевидно, что здесь террористы действуют против средств массовой информации, используя их. Поэтому кроме такого цехового документа, положения о поведении журналистов в таких ситуациях внесены в проект нового Закона о СМИ. Мы надеемся, что государственные органы вместе с нами проработают какие-то инструкции поведения сотрудников СМИ во время проведения контртеррористических операций. Во время работы над конвенцией мы провели во многих городах в прямом эфире дискуссии на эту тему, в которых принимали участие не только представители СМИ, но и представители власти, спецслужб. Любопытно, что различные регионы по-разному реагировали на нашу инициативу. Если в Ростове, который находится близко к зоне боевых действий, шли жаркие дискуссии, то в каких-то более отдаленных регионах относились поспокойнее. Такие прямые эфиры шли по 30 региональным компаниям. После согласования всех пунктов конвенции она будет подписана".