Зачем церкви земля?
Земельные участки, на которых находятся культовые сооружения традиционных религиозных конфессий, должны быть переданы им в срочное безвозмездное пользование. Таков смысл поправок в Земельный кодекс, которые будут рассмотрены на заседании Совета федерации в среду. Однако на Страстной неделе сенаторы вспомнили не только о церковных десятинах. Их поправки будут касаться и земель, на которых расположены объекты культурного и исторического наследия России.
- Эта поправка должна упорядочить отношения государства с религиозными организациями и продемонстрировать добрую волю властей в реализации Конституции, - считает вице-спикер Совета федерации Александр Торшин.
Однако поправки в Земельный кодекс необходимы, по мнению сенатского комитета по аграрной политике, не только для урегулирования земельных отношений государства с церковью. С помощью своей инициативы сенаторы намерены разрешить земельный вопрос для любых объектов исторического и культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных тем или иным юридическим лицам в срочную безвозмездную собственность.
- В Земельном кодексе четко записано: земельный и имущественный комплекс едины. Но сейчас земля отдельно, а здание, скажем, храма - отдельно. Вот это противоречие мы и хотим исправить, - поделился с "Известиями" зампред аппарата комитета по аграрной политике Олег Леппке. Проще говоря, государству предлагается церквям, памятникам, библиотекам и театрам предоставить в пользование на срочной безвозмездной основе ту землю, на которой они пока находятся в "подвешенном состоянии". Срок безвозмездного пользования предлагается оговаривать в каждом конкретном случае.
Причина, по которой сенаторы спешат с поправкой, понятна. По существующему законодательству с 1 января 2004 года все религиозные организации должны будут или оформить договора об аренде земель, на которых расположены культовые сооружения, или выкупить землю. Но это серьезно подорвет экономическую базу всех конфессий на территории России: у церквей, по мнению сенаторов, просто не хватит денег ни на аренду, ни на выкуп по рыночной стоимости.
- Я вынужденно становлюсь законником, - делится своими проблемами с "Известиями" настоятель Спасо-Преображенского храма (Волгоград) отец Анатолий. - За неуплату земельного налога арестованы наши счета. Но мы не уклоняемся от их уплаты, мы просто не в состоянии их оплачивать. За 1,85 га земли в 2000 году мы заплатили 53 тысячи рублей, в 2001-м - почти 160 тысяч, за 2002 год с нас потребовали 320 тысяч, а в этом году заявлено, что сумма налога увеличится еще на 80%. Церковь - это не фабрика и не завод, а нас местные власти приравняли к промышленным предприятиям и рынкам. Хотелось бы верить, что это сделано не злонамеренно и не является результатом антиправославной политики. Я не раз обращался в городской совет народных депутатов, областную думу с просьбой приравнять нас в правах к культурным учреждениям города, но пока мы имеем только "понимание нашей проблемы", а действий никаких.
- До сих пор у нас не было никаких документов на землю, - признался "Известиям" настоятель храма Преображения Господня, что в селе Ладовская Балка на Ставрополье, отец Игорь. - Храм словно висел в воздухе. Местная администрация, которой принадлежит земля, обещает с нас пока брать налог по минимальной ставке. Что будет по истечении срока аренды, неизвестно.
Недавно он отправил в регистрационную палату договор об аренде сроком на 49 лет 48 соток земли, находящихся непосредственно под церковью и вокруг нее. Отец Игорь считает, что по справедливости земельный вопрос должен решаться иначе. Поскольку до Октябрьской революции в Ладовской Балке были обширные церковные угодья, вопрос следует ставить не об аренде, а о возвращении их храму. Пока же все зависит от благорасположения к церкви муниципальной власти и колхозных председателей. Вот, к примеру, настоятелю храма Святителя Николая в селе Дмитриевском Алексею Азьмуку повезло, считает отец Игорь. Местные муниципальные власти решили передать церкви даже часть пахотных земель. Но так поступают не везде. А требуются единые правила игры. "Мы были бы весьма благодарны властям, если б они закрепили за церквями землю навечно, - сообщил "Известиям" секретарь митрополита Ставропольского и Владикавказского Павел Самойленко. - Тогда ни у кого никогда не возникнет соблазна отобрать у нас угодья под каким бы то ни было предлогом".
Как сообщили "Известиям" в аппарате сенатского комитета по аграрной политике, до революции церкви принадлежало порядка 3 млн десятин (около 3,3 млн га), сейчас объекты, переданные в собственность церкви, занимают примерно 80 тыс. га.
По мнению завкафедрой религиоведения Российской академии госслужбы Ольги Васильевой, "нужно решать вопрос более принципиально: или передавать земли в собственность при минимальной сумме выплат, или установить дифференцированный выкуп земли в зависимости от материальных возможностей церковных приходов". Сенаторская же поправка, по ее словам, дела не изменит.
Нужно ли возвращать церкви землю?
Михаил СЕМАШКО, главный специалист комитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Алтай, член
Клуба "Известий":
- Если речь идет о земле, на которой находятся церковные сооружения, то, безусловно, ее нужно передать в собственность церкви. Причем, наверное, даже бесплатно. Думаю, что здесь церковь можно приравнять к общественным организациям. А если подразумевается возврат бывших церковных земель сельскохозяйственного назначения - то здесь уже надо думать исходя из конкретной ситуации. Реституции у нас нет, и соответственно на церковь она распространяться не может. Так что, наверное, передать церкви можно только те земли, которые никем не востребованы и не используются.
Александр ЖИЛИН, директор Центра изучения общественных прикладных проблем:
- Мое твердое убеждение, что этого делать не стоит. Во-первых, церковь сейчас и так очень активно занимается бизнесом. Если же церкви передать земли, то, боюсь, она превратится в "закрытое акционерное общество" по продаже и покупке земли. Во-вторых, что было, то было, зачем пытаться вернуть старое. Сегодня совсем другие реалии, другая страна, церковь отделена от государства. Ведь церковь и так не бедствует. Меня, как православного человека, очень огорчает то, что высшие церковные иерархи просто погрязли в роскоши. Хватит с них и квот на нефть, не нужно им земли отдавать.
Никита ПЕТРОВ, заместитель председателя совета научно-информационного просветительского центра "Мемориал":
- Я считаю, что церкви нужно вернуть все земли, которые она имела до революции. Плюс к этому нужно за счет забиравшей стороны сделать ремонт и реставрацию всех церковных зданий. Понятно, что государство не в состоянии оплатить такие масштабные проекты, поэтому надо, наверное, открыть какие-то кредиты для церкви. Такой шаг вынудит государство в будущем ответственнее относиться к экспроприации. А церковь, в свою очередь, перестанет заниматься несвойственной ей коммерческой деятельностью. Это радикальный, но самый справедливый путь.
Евгения КРАСНИКОВА, доцент экономического факультета МГУ, член Клуба "Известий":
- Безусловно, землю нужно вернуть церкви. Я считаю, что на земле
должен быть хозяин, потому что хозяин будет использовать ее более эффективно. Ведь столько лет у нашей земли собственников не было, и результаты самые плачевные.
Владимир КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ, заместитель председателя комитета по собственности Госдумы РФ:
- Для церкви сегодня земля - это способ выживания. На мой взгляд, гораздо логичнее дать возможность работать на земле и зарабатывать деньги, чем давать квоты на продажу куриных окорочков.
Борис КУЗНЕЦОВ, адвокат:
- Не надо возвращать церкви земли. Пусть зарабатывает и выкупает у государства ту землю, которая ей нужна. Существуют же благотворительность и подаяние, на эти деньги и надо покупать землю. Почему граждане и организации покупаю и арендуют землю, а церковь получит бесплатно? Отнимали ведь у всех. Если уж возвращать, то всем, а не только церкви.