О малых и средних замолвите слово
Этот слой предпринимательства сулит региону большие выгоды.
Одной из самых деятельных структур Законодательного собрания области стал комитет по собственности и экономической политике под руководством Нины Чекотовой. Помимо объяснения очевидного - кому же еще и проявлять активность в эпоху экономического кризиса? - немалую роль играет и личность председателя комитета.
Личный предпринимательский опыт Нины Чекотовой в сочетании с возможностями Законодательного собрания позволяют ставить и решать довольно сложные задачи. Одна из них - налаживание систематического, широкого и профессионального обсуждения проблем малого и среднего бизнеса с участием трех заинтересованных сторон: собственно предпринимателей, правительства и депутатов.
Очередное событие в рамках этой работы состоялось 30 апреля - круглый стол "Перспективы развития среднего и малого бизнеса на территории Иркутской области" собрал полный зал заседаний Законодательного собрания, а это около сотни участников.
Как и всякое приличное мероприятие такого типа, круглый стол был тщательно подготовлен, свидетельством чего можно назвать рекомендации, разработанные организаторами. О многом говорит соотношение количества этих рекомендаций: правительству - восемь, органам местного самоуправления - три, предпринимателям - две, федеральной налоговой службе - одна.
Себе Законодательное собрание отвело важную роль за кадром: депутаты не вмешиваются в "игру", потому что именно они пишут ее правила. Правительству же рекомендовано активно участвовать во всех конкурсах, проводимых федеральными органами власти при распределении субсидий на развитие инфраструктуры малого предпринимательства; рассмотреть возможность централизации контрольных функций исполнительных органов власти правительства области; оценить возможность снижения налогов и установления льготных условий при подключении к инженерным сетям; ускорить процесс формирования гарантийного фонда и шире использовать возможности совета по малому предпринимательству. Исходя из этих положений, построил свое выступление Владимир Пашков - министр, ответственный за весь бизнес.
Пашков сразу дал понять, какое значение придается в правительстве малому и среднему бизнесу: информацию о ходе работ и промежуточных итогах докладывают губернатору и его первому заместителю еженедельно на рабочих совещаниях. Участникам круглого стола Владимир Пашков предложил один из таких докладов, откорректированный в соответствии с требованиями момента.
По данным министерства экономического развития, количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в области составляет 10 процентов от всего работающего населения. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что в абсолютных цифрах это составляет 250 тысяч человек - что, разумеется, не может быть правдой, поскольку 250 тысяч - это десять процентов от всего населения области, включая пенсионеров и младенцев. Рост идет по всем направлениям: количество занятых и отгрузка товарной продукции, количество оказанных услуг и налоговые отчисления от малого и среднего бизнеса. Но темпы этого роста не устраивают правительство, а количество занятых не соответствует тем требованиями, которые предъявляет к этому сектору правительство страны.
Разработанная правительством программа развития малого и среднего бизнеса (и особенно первые месяцы ее реализации) убедила Владимира Пашкова в том, что "по определению ничего не решается". Одним только фактом создания бизнес-инкубатора или выделением средств ничего добиться нельзя. На инкубаторе министр остановился особо:
- Что такое инкубатор? Это структура, которая в единицу времени должна выдавать единицу продукции, причем с определенной производительностью. Если же мы в течение ряда лет вкладываем туда какие-то деньги, создаем преференции для узкого круга предпринимателей, которые в течение того же времени не генерируют новые рабочие места, - то что это за бизнес-инкубатор? То же самое с гарантийным фондом.
Существовала такая идеология: пусть фонд будет, а мы его будем распределять. Создадим комиссию, будем смотреть друг другу в глаза... Будем сознавать важность своей миссии, а предприниматели, входя в это здание, будут доказывать, что они должны получить эти деньги. Мы вот уже несколько недель ищем способы делегировать полномочия вниз, не сконцентрировать их в одних руках, а распределить и проникнуть в более глубокие слои.
Пока в подкрепление этой революционной идеи Владимир Пашков предлагает только интеллектуальные ресурсы (которые, кончено, многого стоят - недаром в рекомендациях Федеральной налоговой службе предлагают оказать бизнесу именно интеллектуальную помощь, консультации по вопросам налогообложения) и административные возможности правительства. Направление воздействия этих возможностей - муниципальные образования.
Министр отметил, что в области имеются несколько МО, способных продемонстрировать очень высокий уровень оказания помощи малому и среднему бизнесу.
- Когда сегодня ко мне приходят и говорят: "Дайте денег, все будет хорошо", я сразу спрашиваю: "Что будет хорошо, у кого и сколько?" - заявил министр. - Допустим, выделим мы 30, 50, хоть 100 миллионов... В действующей системе регулирования процессов развития малого и среднего бизнеса масса дыр, через которые кто-то пытается утянуть эти деньги. Такие возможности сегодня есть. Как только чиновник появляется в зоне распределения средств - сразу возникают желающие "коррумпировать" эти средства. Если мы сможем исключить себя из этой системы распределения средств, то сразу привлечем сюда специалистов из банковского сектора, а себе оставим только контроль за эффективностью использования средств.
Правительство будет поддерживать те начинания, которые позволят расширить присутствие малого и среднего бизнеса в производстве, в реальном секторе экономики. Правительство могло бы создать гарантийный фонд, внести в него 30 млн рублей и даже привлечь еще миллионов 50 из других источников, но работать он начнет не раньше чем через год.
В то же время, по мнению Владимира Пашкова, если "заставить чиновников заниматься не мздоимством, а реальной помощью бизнесу", это дало бы более быстрый эффект. К тому же это полностью в полномочиях правительства области. Оно могло бы оказывать и иную помощь, но в последние несколько месяцев никаких обращений - "системных", подчеркнул министр, - в адрес его ведомства не поступало.
Министр установил для предпринимателей еще один маячок, который позволяет судить о предмете, не видя его: правительство, заявил Владимир Пашков, заинтересовано не во всяком предпринимательстве, а только в инновационном. То есть в таком, которое создает вокруг себя так называемый мультипликативный эффект и позволяет на каждом переделе самого примитивного сырья создавать добавленную стоимость.
Статистика, собранная в регионах Сибирского федерального округа, свидетельствует о том, что между количеством бюджетных денег, выделенных на развитие малого и среднего бизнеса, и отдачей от него нет прямой зависимости. Зато, видимо, есть зависимость между отдачей и количеством идей - в качестве примера Владимир Пашков привел Бурятию, где денег априори меньше, чем в Иркутской области, а деловая жизнь, если судить по отчетам, которые члены областного правительства слышали на совещании в Новосибирске, огромная. Иркутскую область, судя по всему, губит ресурсное проклятие: когда всего много и можно поднимать деньги буквально с земли (например, закачивая воду в бутылки или вырубая лес), кажется, что можно особо и не думать. И не думают...
Возвращаясь раз за разом к идее гарантийного фонда, Владимир Пашков в какой-то момент счел нужным окончательно растолковать всем, что же это такое:
- Это такая схема, - то ли импровизировал, а то ли излагал наболевшее министр, - которая минимизирует участие чиновников в распределении денег. Схема прозрачная и максимально публично демонстрирующая эффективность использования этих средств.
Согласно разработанной в министерстве схеме деньги будут попадать к предпринимателям, минуя чиновничью среду, прямиком из банка. Но правительство оставляет за собой мониторинг процесса распределения средств и ведение некоего "реестра надежных плательщиков". Правительство собирается отслеживать и распределение средств по отраслям - если, например, большая часть денег уйдет в торговлю, оно готово будет вмешаться и как-то перенаправить денежный поток.
"Крайними", самыми ответственными за развитие бизнеса, отметил Владимир Пашков, должны стать муниципалитеты - это, по его словам, их полномочия. Муниципалитеты должны обязательно принимать участие в софинансировании всех проектов по развитию предпринимательства, поскольку только там можно будет воспитать в местных властях ответственность за результат и ревностное отношение к делу. Распределение чужих (читай - областных) средств такого эффекта не дает. Подходы правительства к МО будут разными: у каждого своя история, своя специфика и свои условия для развития. Эффективность работы муниципалитетов будут оценивать по объективным показателям: количество предприятий на 1000 человек населения, количество занятых на этих предприятиях, объем уплачиваемых налогов и так далее.
Муниципальным образованиям придется, мягко говоря, решать очень непростую задачу. На сегодня в 17 из 44 муниципальных районов нет собственных программ развития малого и среднего бизнеса. Не помогла даже типовая программа, составленная правительством специально для унификации процесса и болеепростой интеграции районных программ в областную.
Особенно усложняет проблему тот факт, что далеко не каждый бизнес Владимир Пашков рискнул бы назвать адекватным: случается и уклонение от налогов, и серая зарплата, и нарушение прав работников.
И если уж правительство области не могло навести в этой сфере законный порядок - чего же ждать от муниципалитетов? Остается лишь надеяться, что участники круглого стола не только услышали сказанное министром, но и разобрали все сигналы, которые посылают бизнес-сообществу законодательная и исполнительная ветви власти.