Закон Божьей культуры
Депутаты Госдумы фактически поддержали иерархов Русской православной церкви и представителей других крупных конфессий, настаивающих на введении в школах предмета «Основы православной (исламской и т.д.) культуры».
В минувшую пятницу, 8 мая, в нижнюю палату был внесен законопроект, предполагающий возможность включения такой дисциплины в государственный образовательный стандарт.
Вообще говоря, в этом рамочном документе, вносящем поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребенка» и другие «законодательные акты, гарантирующие право детей на надлежащее воспитание», в основном идет речь о введении или ужесточении ответственности (в том числе административной) за нарушения прав детей. Однако авторы законопроекта (заметим, что в его разработке приняли участие главы нескольких думских комитетов: Елена Мизулина, Владимир Плигин, Андрей Исаев и Владимир Васильев, а также вице-спикер Олег Морозов) в числе прочего подчеркнули желательность введения в школах ОПК и подобных предметов. Это, по мнению депутатов, должно воспитать у детей «уважение к культуре и национальным ценностям страны». «В действующем законе «Об образовании»... закрепляется обезличенная норма о любви к родине, а не к России как стране проживания ребенка и отсутствуют какие-либо нормы, гарантирующие воспитание детей в российских школах на основе отечественных традиций, этики и культуры поведения», -- так в записке, приложенной к законопроекту, депутаты поясняют свою позицию.
Нынешнее положение вещей, по мнению законодателей, противоречит Конвенции ООН о правах ребенка, «предусматривающей обязанность государства обеспечить ребенку такое образование, которое основывалось бы на воспитании уважения к культуре и национальным ценностям страны, в которой проживает ребенок». Дабы привить юным россиянам знания об основах религиозной культуры и одновременно учесть «многообразие культур народов РФ», предлагается включить в образовательный стандарт «изучение основ православной, христианской, мусульманской, буддистской или иудаистской культуры». Заметим, что разделение «православной» и «христианской» культур выглядит довольно странным, учитывая тот очевидный факт, что православие -- христианская конфессия.
По мнению одного из основных разработчиков законопроекта -- председателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, речь не обязательно должна идти о введении отдельного предмета «Основы православной (или, например, мусульманской) культуры». «Предполагается, что может быть введен какой-либо модуль или раздел в рамках преподавания курса истории России или обществоведческих дисциплин, -- пояснила «Времени новостей» г-жа Мизулина. -- Подчеркну, что подразумевается преподавание на основе добровольности выбора и не основ религии, а основ религиозной культуры -- это несколько разные вещи». Правда, по мнению депутата, подход к изучению религиозной культуры в школе не должен быть строго атеистическим: учащийся может быть неверующим, но это не помешает ему ознакомиться с «духовно-нравственной традицией православия и других традиционных конфессий».
Депутаты, входящие в комитет Госдумы по образованию, возглавляемый Григорием Балыхиным, не принимали участия в разработке законопроекта. Но, как подчеркнула г-жа Мизулина, в рабочей группе, готовившей документ, участвовали представители Министерства образования и науки и Российской академии образования, с одной стороны, и представители РПЦ и других конфессий -- с другой.
«Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения», о необходимости внедрения которого неоднократно говорило руководство Минобрнауки и РАО, сейчас находится в стадии разработки. Интерес церкви к этому процессу очевиден -- 26 марта прошлого года тогдашний предстоятель РПЦ патриарх Алексий II разослал циркулярное письмо, предписывающее инициировать церковно-общественное обсуждение проекта нового госстандарта. Пока можно констатировать, что нынешний его вариант вызывает нарекания у иерархов церкви и православной общественности. Так, например, на прошедших под эгидой патриархии XVII Рождественских образовательных чтениях было заявлено, что «РАО до сих пор не организовала работу по включению в новое поколение госстандартов общего среднего образования предмета «Православная культура». Что касается претензий к ведомству Андрея Фурсенко, то они были сформулированы в итоговом документе чтений: «Не прекращаются попытки подменить преподавание учебного предмета «Православная культура» на добровольной основе обязательным секулярным курсом по истории религий под разными названиями, что категорически неприемлемо для православных христиан».
На прошлой неделе глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов пообещал, что «действия патриарха Кирилла по спасению «Основ православной культуры» будут опираться на безусловную поддержку православного большинства граждан России», и добавил, что у мирян и духовенства «есть все основания полагать, что эта проблема найдет понимание у президента Дмитрия Медведева». Что же касается официальной позиции РПЦ, то недавно назначенный глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Иларион заявил 4 мая: «Мы можем совместными усилиями создать такую систему образования, которая позволяла бы детям из религиозных семей изучать основы своей религиозной традиции в школе». «Причем, -- подчеркнул владыка Иларион, -- делать это надо не на факультативной основе, потому что факультатив -- это то же самое, что кружок рисования или кружок выжигания».