Финансового отчета по ЕГЭ не будет
Президентская комиссия подвела итоги, вопросы остались.
Президенту РФ Дмитрию Медведеву доложили первые итоги работы специально созданной Комиссии по совершенствованию проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Опыт ЕГЭ признан положительным. Собственно, другой оценки никто и не ожидал.
Перед самым началом работы комиссии ей уже была поставлена задача – исследовать не сам ЕГЭ, а способ его совершенствования. И даже самый главный представитель этого сообщества – председатель Союза ректоров РФ Виктор Садовничий после получения относительных свобод в деле проведения экзамена в МГУ им. М.В.Ломоносова стал критиковать единый экзамен куда осторожнее.
«Обязательно материалы все опубликовать, дискуссию общественную на эту тему, естественно, продолжить», – подчеркнул президент страны на встрече с председателем комиссии, руководителем администрации президента РФ Сергеем Нарышкиным и министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. «Обнадеживает высказанное президентом приглашение к продолжению дискуссии. Медведев в данном случае на высоте. Чего не скажешь пока о его комиссии», – подчеркивает член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.
Полного отчета работы комиссии пока никто не видел. У общества остались вопросы по ее составу. Приглашение в состав в основном ведомственных чиновников и всего лишь трех представителей педагогической общественности существенно ограничивало ее возможности. По существу, серьезной рабочей группы не получилось. Ведь, собственно, чего ждало общество от работы комиссии – глобальной оценки эксперимента и финансового отчета. Похоже, ни того ни другого не будет, считает Абрамов.
От комиссии ждали профессиональной оценки плюсов и минусов экзамена. Ждали анализа того важного момента, насколько изменилось преподавание в самих школах. «Все это осталось вне поля зрения комиссии, – напоминает Александр Абрамов. – Спрашивается, зачем она тогда была нужна?»
К положительным итогам комиссия относит, во-первых, снижение нагрузки на школьников и, во-вторых, расширение круга абитуриентов, поступающих в самые престижные вузы страны. Но если взять во внимание дополнительную подготовку – то ничего в данном случае не изменилось. Член комиссии Ефим Рачевский, например, утверждает, что ЕГЭ изменил всю систему подготовки к поступлению в вузы. Не стало репетиторов в традиционном смысле слова. Репетиторы довольно быстро переквалифицировались в «репетиторов по олимпиадам».
Второй момент тоже спорен. В силу несовершенства контроля за проведением самого хода экзаменов. Кстати, сделала ли комиссия вывод о необходимости наличия видеокамер в местах проведения ЕГЭ – тоже вопрос.
Безусловно, с правилами игры ЕГЭ-2010 нужно определиться как можно быстрее. Экзамен – это всего лишь инструмент проверки знаний. Если тема не ограничится лозунгами и призывами, то будущее ЕГЭ будет совсем другим.