Интермент
Следователь из Чертанова с уверенностью, присущей незнанию, объявляет, что сейчас закроет на амбарный замок всемирную интернет-технологию: торрент-трекер.
Следственному отделу прокуратуры города Москвы по Чертановскому району в результате сложных оперативных мероприятий удалось захватить с поличным преступника, имя которого не сообщается. Преступник, используя торрент-трекер torrents.ru, скачал из Сети программу AutoCAD и установил ее на компьютер неназванному лицу за вознаграждение в 1500 рублей.
Американская компания Autodesk, производящая AutoCAD, знать не знает о несчастном, попытавшемся заработать 50 долларов в далекой Москве. Никаких заявлений в прокуратуру от компании не поступало. Но в Чертанове решили, что защита интересов американского бизнеса — их долг. И поэтому, желая устранить обстоятельства, способствующие совершению преступления, прокуратура написала письмо в компанию «Ру-Центр», раздающую доменные имена в зоне ru. Прокуратура потребовала аннулировать регистрацию имени torrents.ru, что и было сделано незамедлительно.
Все это похоже на бред. В мыслительном тумане, из которого состоит вся эта история, плавают обрывки прокурорских мыслей, трепещут слухи, дрожат от ужаса юзеры и хохочет на тысячу глоток веселый интернет. В логике прокуратуры не сходятся концы с концами. Разве когда автомобиль сбивает пешехода, прокуратура пишет письмо с требованием закрыть автозавод? Разве в случае, когда спички являются причиной пожара, прокуратура закрывает все спичечные фабрики в России? А если по почте пересылают ворованную книгу, прокуратура немедленно закрывает почту?
Крупнейший российский торрент-трекер, получив предписание городового о запрете своего имени, пожал плечами и тут же начал работать на другом имени: rutracker.org. Это имя вне зоны ru. И правильно — от безумия и произвола подальше.
Что вообще такое торрент-трекер torrents.ru, отныне называющийся rutracker.org? Это крупнейший российский трекер называет себя «национальным» по праву. У него 4 440 028 зарегистрированных пользователей и 31 миллион посетителей в месяц. В раздаче на трекере находится миллион торрентов. В океане интернета этот огромный, как кит, трекер известен своим миролюбивым нравом. Это не «Пиратская Бухта», которая палит из пушек по старому миру идиотских догм и убогих правил. Национальный российский торрент-трекер убирает нелицензионные раздачи по первому требованию правообладателей. Более того, правообладатели имеют техническую возможность собственноручно закрывать на трекере раздачи своих продуктов. И вот этот самый лояльный к закону трекер вдруг подвергается атаке следственного отдела, который путает имя и сущность, преступление и наказание, войну и мир и вообще производит впечатление городового, вознамерившегося запретить судоходство по мировым проливам.
Дело еще и в том, что торрент-трекер, откочевавший в нейтральные воды, является огромным культурным центром в русской Сети. Десятки и сотни артистов раздают с помощью торрент-трекера свою музыку. Среди них Инна Желанная, Владимир Пресняков, группа «Несчастный Случай», Светлана Сурганова и ее оркестр. Журнал «Смена» выкладывает сюда свои номера, так же как литературный журнал Nod Projekt. Тут можно скачать для просмотра арт-хаусные и иные фильмы, которые не попадают в широкий прокат. Тут писатели, одуревшие от издателей, выкладывают свои книги. Тут нет столицы и провинции, и стихи, написанные на Урале, в одно мгновенье становятся частью Москвы, так же как московская проза и московские мелодии без задержек уходят в города Сибири и поселки Ставрополья. Этот торрент-трекер безо всяких грантов, не клянча денег у государства, делает то, с чем не справляются вместе Минкульт, Минтранс и Почта России: создает единое культурное и жизненное пространство страны. Но вот вдруг из какого-то Чертанова почему-то является некто с амбарным замком образца 1876 года и с уверенностью, присущей незнанию, объявляет, что сейчас он закроет на этот замок интернет.
Возникают простые вопросы. Мы живем в обществе, в котором коррупция измеряется миллионами долларов. Но Чертановская прокуратура не видит гору коррупции, зато замечает микроскопического несчастного, заработавшего 1500 рублей. Мы живем в стране, где милиционеры чуть ли не каждый день совершают преступления. Но Чертановская прокуратура этого тоже не видит — иначе почему она после убийств, учиненных Евсюковым, не отправила в правительство письмо с требованием закрыть МВД для устранения обстоятельств, способствующих многочисленным преступлениям? Мы живем в стране, где не защищены права людей, где непонятным образом непонятно на что тратятся огромные суммы, где человек страдает от власти, и от монополий, и от крупного капитала, и от мафиозных структур — огромное поле работы для честного следователя и ответственного прокурора. Но вместо этого они выдумывают хитроумные ловушки для божьей коровки и грубо ломают вещь, созданную не ими, а миллионами российских пользователей интернета.
Это позор. Позорна трусливая поспешность, которую проявил «Ру-Центр», мгновенно согласившись без решения суда изъять имя у клиента, имеющего честный, полноправный договор. Позорно изгнание национального торрент-трекера из зоны ru. Позорны эти грубые и нелепые действия власти, которая в желании наказать маленького нарушителя сомнительных правил обрушивает целый мир, в котором живут миллионы россиян. И снова возникает вопрос об атмосфере бреда и границах разумного.
Город Глупов существует по-прежнему. В этом городе градоначальник настаивает на своем праве сносить дома граждан и бульдозерами остервенело ровняет их с землей. В этом городе власти насмерть бьются с пожилыми людьми, желающими постоять у памятника Маяковскому, знаменитому тем, что здесь в шестидесятые был оазис свободы и место поэзии. И в этом городе районная прокуратура объявляет источником преступления всемирную технологию, которую ни запретить, ни уничтожить невозможно.
Комментарии
Юрий Ревич, обозреватель «Новой»:
— В этом деле есть ряд нюансов, которые выводят его из ряда обычных «антипиратских» историй. Во-первых, сайт был закрыт не по постановлению суда, а всего лишь по представлению прокуратуры «на время проведения предварительного следствия» (цитата из официального письма). В таких случаях закон (ч. 2 ст. 158 УПК РФ) дает «Ру-Центру» месяц на рассмотрение самого представления и возможность предложить потенциальному нарушителю самому принять меры к устранению «обстоятельств, способствовавших совершению преступления». Иными словами, закрывать в суточный срок torrents.ru было совершенно необязательно. А вполне вероятно, было необязательно его закрывать вообще: трекер как раз и отличался от других файлообменных сетей тем, что шел навстречу требованиям правообладателей, и несколько лет назад из-за этого от него даже откололась группа «бескомпромиссных», организовав отдельный, хоть и не столь популярный ресурс free-torrents.org.
Павел Протасов, создатель юридического блога duralex.org:
— По моему мнению, следователь, который вот так попросил «Ру-Центр», просто укрыл от учета преступление, не выделив материал по факту распространения контрафактного ПО и не возбудив по нему отдельное уголовное дело. Перспективы довести такое дело до суда весьма сомнительны, видимо, именно этим объясняется нежелание его расследовать.
Максим Мошков, владелец крупнейшей электронной библиотеки Рунета Lib.ru:
— Новый закон об авторских правах делает нелегальным существование всего российского интернета. Российскому интернету светит судьба полной нелегитимности и насильственной криминализации (из заявления, сделанного незадолго до ввода в действие 4-й части Гражданского кодекса, начало 2008 года).