Дом купца Второва: клады, подземные ходы и тайные лестницы
Мимо этого дома на улице Желябова трудно пройти просто так. Он вызывает неизменный интерес даже у коренных иркутян, не говоря уже гостях нашего города, замирающих в удивлении от его необычной, напоминающей московский Кремль архитектуры.
Бывший хозяин дома купец Александр Фёдорович Второв оставил заметный вклад в историческом облике столицы Восточной Сибири, и именно ему принадлежала часть зданий, которые сейчас мы считаем памятниками архитектуры (в частности, здание на углу улиц Пролетарской и Карла Маркса, Детский мир на Урицкого и др.). При этом он был очень скупым человеком. Известно, например, что на строительство театра Охлопкова он выделил 1 тысячу рублей, тогда как другие иркутские купцы жертвовали по 10 тысяч. Да и рабочих своих он не жаловал, платил им самое низкое жалование в городе, чем и спровоцировал первые в Иркутске забастовки.
С купеческим размахом
Но экономя на всём, он построил себе великолепный дом, которому вполне подходит его нынешнее название - дворец (с 1937 года в купеческом доме расположился и работает до сих пор Дворец детского и юношеского творчества). Как рассказывает Анна Фёдорова, заместитель директора этого учреждения по научной и методической работе, сначала здание не принадлежало Второву. Это было одноэтажное строение с подвалом, используемым под склад, и продуктовым магазином на первом этаже. Когда купец приобрёл его, то полностью переделал, достроил второй этаж и «перепрофилировал» под жилое помещение.
- Александр Фёдорович много путешествовал, бывал в Индии, в странах Ближнего Востока, и во внутренней архитектуре своего дома воплощал то, что видел в других странах, - говорит Анна Фёдорова, - Дом производил ошеломляющее впечатление на современников обилием огромных зеркал и освещением, которое Второв использовал весьма активно, что для тёмного в те времена Иркутска было очень необычно.
После того как в доме разместился Дворец пионеров и школьников, здание несколько раз серьёзно реконструировали, особенно значительно - в 1970-м году. Расположили вход в другом месте, переделали один из залов, совместив первый этаж со вторым. Сделали зимний сад с бассейном. Закрыли часть ненужных лестниц, например, винтовую лестницу со второго этажа в подвал.
- Однако здание всё равно таит очень много исторических сюрпризов и при ремонтах, которые делают сейчас, они постоянно вскрываются: замурованные двери, какие-то новые ходы, - говорит Анна Фёдорова.
А клад и ныне там?
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в доме Второва каждое поколение юных иркутян, занимающихся во Дворце детского творчества, пытается найти клад. Они почему-то до сих пор считают, что скупой старик Второв обязательно должен был спрятать здесь золото. Несмотря на то, что никто никакого клада так и не нашёл, слухи о его возможном существовании всё ещё будоражат умы горожан. Даже работники Дворца, когда рабочие делают ремонт и вскрывают штукатурку на стенах, приходят посмотреть: а вдруг и вправду где-то в кирпичной кладке замурованы купеческие сокровища.
Особенное впечатление на романтические натуры, будь то дети или взрослые люди, производит самый нижний подвал, который является четвёртым уровнем дома.
Именно с подвалами связана ещё одна легенда дома Второвых о поземных ходах. Один из них действительно существует, и часть его даже хорошо сохранилась - он узкий, но по нему может пройти человек, стены выложены кирпичом. Выходил подземный ход во двор, где раньше находились различные хозяйственные постройки, в частности, конюшни, которые позже были снесены. Но в настоящее время он заложен.
Ходят слухи, что в доме был ещё один подземный ход - и шёл он из подвала на набережную, туда, где сейчас находится Мемориал «Вечный огонь». Ход якобы был настолько широк, что Александр Фёдорович Второв выезжал на тройке прямо к Ангаре. Но сколько ни искали его краеведы, ничего подобного, даже каких-нибудь намёков, так и не нашли.
В прошлом году в Иркутск приезжал правнук сына Александра Фёдоровича Второва, который живёт за границей. Именно с его слов работники Дворца детского творчества и узнали, что на втором этаже дома находились спальни и детские, что объясняет необычную архитектуру внутренних помещений: небольшие полуарочные окна и своды как в палатах московского Кремля, которые помогали сохранять тепло в больших помещениях дома. Наследник фамилии Второвых, по словам Анны Фёдоровой, с большим вниманием осмотрел дом, но прав на частную собственность не предъявлял, а остался очень доволен тем, что в доме предков занимаются творчеством дети.
Кстати:
Сотрудники Дворца верят в то, что во Дворце сохранилась энергетика его бывших хозяев. Об этом между собой говорят вахтёры, которые давно здесь работают: мол, ходит старик Второв по ночам по второму этажу, скрипит полами, вздыхает и ворчит. Правда, хоть и сердитый он, но ассоциируется с добрым старичком.