Судьба человека
Я писал про северокорейских футболистов и их тренера во время Чемпионата мира. Писал про то, что эти посланцы с какой-то другой планеты при ближайшем рассмотрении оказались вполне «нормальными» людьми. А их наставник Ким Чжон Хун держался просто молодцом.
В отличие от капризных, истеричных, высокомерных тренеров некоторых других сборных из «свободного мира», он был на удивление симпатичен. Конечно, когда ему задавали провокационные вопросы, он их с порога отвергал, не забывал подчеркивать роль родной партии, не позволял называть свою страну Северной Кореей, только лишь КНДР, а товарища Ким Чен Ира именовать не каким-то «главой государства», а непременно Великим и так далее Руководителем.
Но все это без особого фанатизма, вполне ритуально, и у журналистов довольно быстро пропало желание стебаться над Ким Чжон Хуном. Тем более что на обычные, футбольные вопросы, он отвечал достаточно откровенно, по делу, воду не лил, идеологию не примешивал. Несмотря на стремление отдать все силы для удачного выступления, трезво оценивал шансы своей команды и говорил, что ее задача учиться и набираться опыта. Короче говоря, хороший дядька. Не робот, а человек. Он же еще и поблагодарил прессу по-английски в конце пресс-конференции, чем просто сразил народ.
Однако команда его проиграла все три матча. И если с Бразилией боролась до конца, и счет был более чем приличный – всего лишь 1:2, то от Португалии и Кот-д`Ивуара северные корейцы получили в сумме 10 мячей. Учитывая специфику страны, становилось как-то боязно за ребят. Как бы с ними не сделали чего худого по возвращении домой. Впрочем, это говорилось, скорее, на уровне мрачных шуток. Мы же живем в цивилизованное время. Это в СССР при Сталине в далекие 50-е могли расформировать ЦДКА и сборную за проигрыш югославам, представлявшим «преступную клику Тито-Ранковича», а теперь-то на дворе 21-ый век.
Но, как оказалось, 21-ый век наступил не везде. Вскоре после возвращения команды домой, в Пхеньяне, во Дворце культуры собрали суд. Не уголовный, но суд. 400 человек в течение шести часов разбирали персональное дело тренера Ким Чжон Хуна. Футболистов заставляли одного за другим подниматься на трибуну и клясть своего наставника. Эта метода и нам прекрасно знакома, ведь именно так проходили показательные процессы 30-х и комсомольские собрания с ритуалом отречения от родителей-«врагов народа».
После всего этого действа членам сборной было заявлено, что они потерпели поражение в идеологической войне (с Кот-д`Ивуаром?), а тренера объявили предателем. Теперь он больше не тренер. Не только не тренер сборной, а не тренер вообще. Ким Чжон Хуна отправили на стройку простым рабочим. И трудится он там, как говорят, не менее 12 часов в день.
Мораль этой истории проста. Не стоит забывать, в каком мире мы живем и какая пакость в этом мире еще существует. Но не стоит так же забывать и о том, что точно такая же пакость была и в нашей с вами стране. Что нам просто повезло, что мы в этом дерьме не живем по сию пору. Хотя страшно по нему ностальгируем, зовем его, каждодневно возрождаем по мере сил, мечтая о возвращении прежних светлых времен.