Торжество справедливости?
Блицопрос ведущих экспертов и журналистов по поводу ареста председателя ОАО ЮКОС М. Ходорковского.
Все опрошенные "Русским Журналом" представители экспертного сообщества и журналисты согласны пожалуй в одном: арест Михаила Ходорковского - лишь начало процесса, политические последствия которого трудно предугадать.
Алексей Панкин: "Банду Ельцина - под суд" - шутка конечно. А если серьезно, за все удовольствия надо платить. Эти люди нервничали, когда нахапывали, сейчас нервничают когда платят. Пусть радуются, что у них был короткий перерыв, когда они получали удовольствие.
Максим Шевченко: Пока трудно что-либо говорить на тему "журналистское сообщество и Ходорковский". Мы не видели газет. По реакции телевидения судить трудно, потому что у нас в стране это не средство информации, а средство пропаганды, шоу-бизнес. В понедельник-вторник будет неизбежное разделение представителей идейного рынка на тех, кто связан с ЮКОСом и тех, кто с ним не связан. Виновен ли Ходорковский, трудно говорить. Оставим это юристам. Не журналистам в это включаться. Аналитическая журналистика, о которой только что говорилось в Нижнем Новгороде должна сказать свое веское слово и она его скажет. И та, что стоит за Ходорковским, и та, что стоит за теми силами, которые решились на такой беспрецедентный шаг. Хотя не совсем беспрецедентный - в США был Ля Рош, магнат, решивший пойти в политику. Расправились с ним жестоко, он оказался в психушке.
Виталий Третьяков: Главное, политический класс подошел к крупнейшему кризису и по вопросу о власти, и по вопросу о собственности. Прокуратура очевидно, действовала с согласия круга лиц, близких к президенту. Заявление РСПП, с которым я полностью согласен, - это полу ультиматум Путину. Результаты будут ясны после реакции Путина. Объяснить, с кем он, Президент может только прекратив все действия против ЮКОСа. Ходорковский расплачивается не только за себя, но и за других олигархов, которые находятся ближе к семье. Скажем, Абрамович купил футбольный клуб, ему ничего не смогли сделать, а теперь Ходорковский расплачивается за всех олигархов. Следующий шаг, это либо сдача позиций одной из сторон, либо же все это перейдет к следующей стадии, а следующая стадия заключается в том, что кто-то должен лишиться власти. Ясно, что Путин не собирается уходить от власти, поэтому он должен произвести радикальные кадровые изменения. День-два на раздумья у Путина есть. После этого станет ясно, что должно быть дальше. Я думаю, что от власти никто отказываться не будет, поэтому произойдет радикальное обострение. До 7 декабря мы увидим сильные перемены в путинском окружении.
Александр Привалов: Субботние события сняли возможность разговора по существу. Претензии к ЮКОСу уже нельзя обсуждать, так как дело свелось к запугиванию и игрой мускулами. Принято говорить, что события вокруг ЮКОСа подают дурной пример: мол, сотни и тысячи "силовиков" рангом помельче Устинова кинутся творить то же самое со средним и мелким бизнесом. Это чрезмерно оптимистичный взгляд. На самом деле события с Ходорковским благословляют и санкционируют уже происходящее, так как малый и средний бизнес уже давно хлебает такую же похлебку каждый день. РСПП сделало вчера важное заявление, единственный выход сейчас - это внятное слово президента; отсутствие такого слова, как правильно заявляют коллеги из РСПП, будет трактоваться совершенно однозначно.
Сергей Пархоменко: Чрезвычайно недальновидный поступок, который обернется тяжелыми экономическими последствиями для страны. Те, кто хочет отнять эту компанию у Ходорковского, а именно об этом идет речь, ее погубят. Паника в среде бизнеса, которая начнется и уже началась, многократно усилит последствия. Рабочие места, люди, которые существуют за счет этих компаний, будут страной потеряны. Резкий рост безработицы, падение покупательной способности - вот то, что ожидает нас в ближайшем будущем.
Эксперт и член редакции одной из центральных газет, пожелавший остаться неизвестным: Прав или не прав Ходарсковский не имеет значения. Чтобы бороться с Ходорковским власть должна была опереться на те структуры, на которые опираться нельзя. Заказной характер дела очевиден. Прокуратура, используя незаконные методы, не может быть признана стоящей на стороне закона. Запущен бумеранг и теперь, когда действительно нужно будет защищать закон, власть не сможет надеяться, что прокуратура будет это делать. Все оговорки, что в начале 90-х годов олигархи развращали правоохранительные органы сейчас не работают, так как сейчас уже не 90-е годы и вместо того, чтобы работать цивилизованно нас отбрасывают на 10 лет назад. В Иркутске, где Ходорковский должен был присутствовать на открытии Школы публичной политики сначала был шок, когда узнали об аресте, но потом все вошло в рамки и все запланированные мероприятия прошли по плану, что говорит о здоровом состоянии общества в целом.
Андрей Немзер: Буря мглою небо кроет. Дело не в Ходорковском. Плохо будет нам, а не туркам. Непонятно чего хочет государь-император - справедливости? Густовато будет. Честное слово не знаю.
Колесников Андрей: Журналистское сообщество такая же часть элиты как политики, государственные чиновники и так далее. Поэтому журналистское сообщество так же расколото. Есть часть, которая настроена конформистски, а есть те кто имеют свою позицию и точку зрения, и естественно, настроены более критически. Конформистскую позицию занимает федеральное телевидение и крупные газеты, так как они очень сильно зависят от собственников, а собственники очень сильно зависят от власти. Но, в тоже время, чтобы не потерять лица и они будут давать некоторое количество критических материалов. Интернетная журналистика в эти дни продемонстрировала свою независимость и сейчас понятно, что это стоит читать. В итоге расстановка сил 50 на 50.