Мартовские иды
Давайте пофантазируем.
Что мы имеем сегодня? Туманные обещания каких-то там «переговоров» со стороны власти – раз; неразбериху и раздрай в рядах оппозиции – два; нарастающее недовольство общества, вынужденного наблюдать весь этот цирк – три.
И все это на фоне мартовских президентских выборов, надвигающихся на страну с неизбежностью горного селя. Выборы сии будут, вероятнее всего, опять и вновь – нелегитимными. Причин тому несколько.
Во-первых, СМИ. Значительная их часть (главным образом ТВ) по-прежнему остается подконтрольна различным провластным структурам. Значит, удаленная от интернета аудитория (большинство населения) в очередной раз будет подвергнута агрессивной «кремлевской» пропаганде. Скорее всего, самое значительное медиа-давление будет наблюдаться в удаленных от столицы небогатых регионах, где независимые СМИ, зачастую, отсутствуют как класс.
Во-вторых, фактически запретительная система регистрации кандидатов. Уже сейчас из президентской гонки под различными надуманными предлогами выбыли несколько скакунов: лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, «целитель» Николай Левашов, публицист Борис Миронов и генерал-полковник запаса Леонид Ивашов. Вполне возможно, что после 18 января, когда в ЦИК должны быть предоставлены 2 миллиона подписей от «недумских» кандидатов, число претендентов на московский трон еще подсократится.
В-третьих, сами выборы. Путинские камеры на каждом участке - это, конечно, замечательно, но уже не смешно. Карусели, вбросы, административное давление никуда не денутся. Дело здесь не столько в приказах сверху, сколько в банальном страхе мелких чинуш за свои шкуры. Либеральный модернизатор г-н Медведев после декабрьского дерби вполне недвусмысленно дал понять - за провал партии власти будут наказаны губернаторы-мэры (и далее вниз по списку). Понятно, что при таком раскладе за «лидера нации» региональные активы уже скоро начнут рвать и метать.
В-четвертых, подсчет голосов. Демократическая практика российского государства последних лет показала, что в протоколах УИК и ТИК может быть написано одно, а в финальных выкладках ЦИКа - совсем другие. Может где-то сила и в правде, но у нас она, очевидно, в системе ГАС Выборы.
Итак, при текущих заданных условиях выборы нельзя считать легитимными. Что дальше? А дальше начинаются те самые фантазии.
Сегодня ВВП имеет реальный рейтинг по стране от 30 до 40%. Много. Но недостаточно, чтобы честно победить в первом туре. Пойдет ли премьер на откровенное нарушение закона, чтобы протащить себя, любимого, с первого захода – большой вопрос. Предположим, что в заведомо обреченной попытке сделать себя легитимным он соглашается на второй тур. Где и побеждает с минимальным (или значительным) отрывом от ближайшего соперника. Как в знаменитом уже анекдоте, когда у Чурова для Путина есть две новости: хорошая и плохая. «Вы победили, Владимир Владимирович. Но за Вас никто не проголосовал».
Так или иначе, итоги выборов будут сопровождаться массовыми уличными народными выступлениями по всей стране, что неизбежно заставит наиболее прогрессивную часть элиты (ориентированное на Запад либеральное крыло истеблишмента, крупный бизнес) задуматься: «А нужен ли нам по-прежнему мистер Путин?». Со всеми его «бандерлогами», «госдепами» и прочей ересью… а также бездумной бюджетной политикой, раздуванием гособоронзаказа, пенсионной дырой и неумеренными налоговыми аппетитами.
Может статься, элиты не захотят больше поддерживать трещащую по всем швам «вертикаль» и садящего на ее вершине одиозного самца. В этом случае Путин и его искренние сторонники останутся в меньшинстве. Ведь широко распиаренная поддержка ВВП со стороны армии, ФСБ и МВД – еще один миф нулевых.
За этим, следуя логике, идет смена власти. Переворот, если угодно. Путин не Каддафи и даже не Мубарак. Он и его шайка-лейка хотят спокойно состариться где-нибудь на теплом побережье, пропивая и проедая скопленные непосильным трудом офшорные миллиарды. Когда шайка почувствует, что значительная часть элиты обернулась против – она просто запакует чемоданы и дружно двинет в Шереметьево. Сбегут.
Вариации переворота могут быть самыми различными, в том числе и весьма драматичными. Рассмотрим, для примера, самый «тихий» сценарий, исключающий кровопролитие и анархию.
После ухода/бегства Путина и его условного «кооператива «Озеро», оставшиеся люди из бизнеса и политики (в том числе из действующей власти) садятся за стол переговоров с лидерами гражданского общества и формируют Временное Правительство на паритетных началах (10-15 человек), которое будет сохранять статус-кво вплоть до новых парламентских (осенью) и президентских (весной) выборов.
Естественно, «избранная» 4 декабря 2011 года Дума автоматически распускается, ровно как и Правительство. Однако костяк бюрократической машины в виде министерств, агентств и служб остается рабочим, что позволит избежать хаоса безвластия.
Описанный сценарий дает РФ шанс удержаться от новых 90-х с одной стороны, и дальнейшего торжества путинской клептократии с другой.
Кончено, пока все описанное - лишь умозаключения различной степени правдоподобности. Однако, чем черт не шутит. Это же Россия, тут возможно все.