«Песчаные» миллионы депутата Дикунова, или как сделать деньги на РЖД
Последнее время в кругах иркутских бизнесменов все чаще муссируется тема о бессмысленности статуса депутата Заксобрания, который, якобы, ничего не дает. В экономическом, разумеется, плане.
Казалось бы, так оно и есть. Но некоторые депутаты вполне успешно монетизируют свой статус, превращая его во вполне конкретные дензнаки. Об одном из таких случаев мы и расскажем.
Мало кто знает, что обычные электровозы на железной дороге активно используют обычный песок. Этот песок хранится в бункерах и автоматически посыпает рельсы при движении в условиях низких температур. Песок играет ту же самую роль, что и шипы на автомобиле на обледеневшей дороге.
Подсыпка рельсов песком берет свое начало еще с допотопных паровозов, которые не могли преодолеть даже небольшой уклон, если рельсы обледеневали. Характеристики песка были утверждены техническими условиями N ЦТД-5, принятыми в незапамятные времена.
Согласно этим требованиям (которые, заметим, давно устарели – и локомотивы стали другими, и рельсы) достаточно строгие. В частности, песок должен содержать не менее 90% кварца, не более 9% других включений и не более 1% глинистых веществ. Отметим, что требования эти достаточно бессмысленны для нормальных условий, так как предназначены для условий Крайнего Севера и значительных уклонов дорог. Однако правила есть правила.
РЖД закупает этот песок в огромных объемах. Годовая потребность одной только Восточно-Сибирской и Красноярской железной дороги превышает 200 тысяч кубометров в год (около 300 тысяч тонн). Обычная закупочная цена РЖД – 330 рублей за тонну. Само собой, РЖД занимается этими закупками не самостоятельно, а через посредническую фирму ТМХ-сервис.
В принципе РЖД без особой разницы, на каком месторождении закупать песок. Только в Иркутской области есть несколько месторождений качественного кварцевого песка, соответствующего даже завышенным требованиям ЦТД-5. И вот тут начинается история про депутатов и их доходы.
Есть в Законодательном собрании Иркутской области депутат Эдуард Дикунов. Он закончил Иркутский медицинский институт, однако работает совершенно не по профилю: председателем совета директоров Янгелевского горно-обогатительного комбината. Именно Янгелевский ГОК добывает достаточно качественный песок, вполне подходящий для нужд РЖД.
Впрочем, «добывает» - это громко сказано. Песок находится на стрелке рек Игирма и Илим в открытом доступе. Вся добыча заключается в том, что экскаватор набирает песок и высыпает его в железнодорожный вагон. Для вывоза песка еще в советское время до стрелки была проложена железнодорожная ветка.
Соль всей излагаемой нами истории заключается в том, что Янгелевский ГОК продает свой песок не по 330 рублей за тонну, а за 1000 и более рублей. Казалось бы, разница невелика – но если умножить ее на 300 тысяч тонн в год, цифра будет солидной. А именно – 210 миллионов в год чистой разницы между рыночной ценой и ценой, назначенной Янгелевским ГОКом.
Как говорил Tомас Джозеф Даннинг , при 100% прибыли капиталист попирает все человеческие законы. Нетрудно заметить, что руководство Янелевского ГОКа получает более 200%, причем не прибыли, а сверхприбыли.
Казалось бы, мы живем в свободной стране, и если фирму ТМХ-сервис не устраивает цена, она вполне может закупать песок на другом ГОКе. Но не тут-то было. Не может.
Альтернативная компания, добывающая песок того же качества и на том же Игирминском месторождении, что и Янгелевский ГОК – ООО «Илим-кварц» (ОГРН 1103847002709 , гендиректор Виктор Могилевский). У Илим-Кварца цена песка нормальная и качество песка ничуть не хуже, чем у Янгелевского ГОКа – потому что песок тот же самый. Но есть, как говорится, нюансы.
От участка Илим-Кварца до ветки железной дороги и далее до поселка Янгель ведет автомобильная дорога. В 2009 году по приказу руководства Янгелевского ГОКа переезд через железную дорогу был перекопан. Тем самым Илим-Кварцу была блокирована всякая возможность продавать свой песок.
Само по себе это действие является вопиющим нарушением федерального законодательства. Разрушение дорог и уничтожение железнодорожных переездов – это уголовное преступление. Кроме того, и дорога, и переезд находятся на территории Янгелевского муниципального образования, к которому Янгелевский ГОК юридически не имеет никакого отношения.
Напомним, разрушение дороги и переезда произошло в 2009 году. Однако за шесть лет никаких действий со стороны правоохранительных органов не наблюдалось. Причина в том, что (аплодисменты) у Янгелевского ГОКа есть серьезное лобби в Законодательном собрании Иркутской области.
При этом руководство ГОКа утверждает, что железнодорожная ветка уже давно является их собственностью. Однако никаких документов, подтверждающих этот факт, нет. Зато есть документы Росреестра, подтверждающие обратное.
Попытки компании ТМХ-сервис закупить песок на других горно-обогатительных комбинатах не увенчались успехом. Маленькое ООО «Сибсервис» (ОГРН 1093850008075, гендиректор Владимир Фирсов – является совладельцем ряда фирм вместе с Эдуардом Дикуновым) с подачи Янгелевского ГОКа подало заявление в прокуратуру о том, что ТМХ-сервис закупает песок ненадлежащего качества. Совершенно неожиданно прокуратура принимает решение в пользу Сибсервиса и вынуждает ТМХ-сервис покупать песок… у Янгелевского ГОКа.
Очень сомнительно, что такая операция выгорела бы у обычного российского предприятия. Дело именно в том, что господин Дикунов не стесняется использовать свой статус депутата себе на пользу.
Операция пахнет махровой коррупцией. Впрочем, учитывая сумму, которую в результате получает Янгелевский ГОК, это неудивительно.
Отметим, что сам Янгелевский ГОК совсем не является преуспевающим предприятием. Условием выдачи лицензии для ГОКа является обеспечение населения работой именно на ГОКе, так как он является градообразующим предприятием. Однако, как рассказал источник в самом ГОКе, вместо этого на предприятие набирают гастарбайтеров со всей России, обещая им зарплату до 150 тысяч рублей. В месяц, однако, зарплата рядового работника на ГОКе не превышает 20 тысяч.
Вот такие удивительные истории всплывают, стоит лишь копнуть подноготную «народных избранников». Впрочем, это еще не конец увлекательной истории про Эдуарда Дикунова…