Сергей Левченко договорился с Кремлем?
По ряду признаков, к середине февраля так называемая "дилемма Левченко" была наконец решена.
Победив на губернаторских выборах в 2015 году, Сергей Левченко сохранил за собой и кресло первого секретаря обкома КПРФ, и партийные амбиции. Как считается, минимум до осени 2016 года он всерьез рассчитывал на вариант продолжения своей партийной карьеры в формате участия в президентских выборах 2018 года с последующим получением должности лидера партии.
Есть не лишенная оснований версия, что примерно такое будущее для Сергея Левченко обрисовал Геннадий Зюганов во время своего исторического визита в Иркутск перед вторым туром губернаторских выборов. Зюганов приезжал не зря: вполне вероятно, что Левченко испугался своего неожиданного успеха в первом туре и попытался отказаться от дальнейшего участия в гонке.
И сам Левченко, и окружавшие его люди прекрасно понимали, что политик федерального уровня, привыкший к свободной жизни депутата, будет плохим губернатором. К тому же у Левченко не было своей управленческой команды, а накал политических страстей к окончанию выборов привел к тому, что значительная и самая компетентная часть команды Ерощенко ушла из правительства. Тем не менее, альянс между Зюгановым и Левченко по итогам выборов был заключен, однако по каким-то причинам не сложился.
Уже к лету 2016 года Левченко начал откровенно манкировать партийными обязанностями, отказывался встречаться с Зюгановым и другими членами ЦК даже во время своих визитов в Москву, игнорировал партийные конференции и другие мероприятия. Из риторики Левченко совершенно исчезли коммунистические нотки.
"Дилемма Левченко" в полной мере превратилась в проблему после фактического начала предвыборной гонки на звание президента России. С приходом в Администрацию президента настоящего "волка" Сергея Кириенко стало понятно, что гонка будет проводиться по его жестким правилам. Таким образом, коммунист на посту губернатора региона, который в силу своей партийной принадлежности был обязан агитировать против кандидата от "Единой России", оказывался лишним и слабым звеном.
В это же время стало известно, что Левченко был исключен из списка кандидатов от КПРФ в президенты страны. Это означало, что на его партийной карьере поставлен крест.
К ноябрю 2016 года мало у кого оставались сомнения в том, что еще до осени 2017 года Левченко вынудят уйти в отставку. Естественно, Сергей Кириенко и другие кукловоды из Кремля не могли допустить, чтобы единственный регион в России хотя бы потенциально голосовал против действующего президента.
Пример Вячеслава Наговицына наглядно продемонстрировал, что от слабых звеньев будут избавляться быстро, решительно и без скидок на предыдущие заслуги. По самым скромным оценкам, до лета 2017 года в России в отставку уйдут не менее двадцати губернаторов. Однако все источники в Москве консолидированно утверждают, что Сергея Левченко в этом "расстрельном" списке нет.
Этот факт может свидетельствовать только об одном: Сергею Леченко удалось договориться с Кремлем. По всей видимости, это произошло в конце января 2017 года, когда Левченко исчез в таинственный отпуск. В это время его видели в Москве в различных правительственных и думских структурах, однако логика его встреч в явном виде не прослеживалась.
Следует понимать, что если бы не политическая окраска губернатора и его правительства, то в целом показатели его работы далеки от катастрофических. За исключением скандала с "Боярышником", уровень оценки федеральными структурами Иркутской области по ключевым параметрам вполне приемлем. Майские указы исполняются лучше, чем во многих других регионах, параметры регионального бюджета соответствуют федеральным рекомендациям, значительных долгов по зарплатам бюджетникам нет, социальные протесты отсутствуют. На фоне, к примеру, Бурятии и Забайкалья Иркутская область в целом выглядит успешной и развивающейся.
Кроме того, на текущий момент в обойме Кремля, во всей видимости, нет адекватного кандидата на смену Левченко. Общефедеральная тенденция назначения на пост врио губернатора молодых технократов из числа кремлевских "умников", в Иркутской области сработает вряд ли.
Такого "умника", за исключением Татьяны Вороновой, просто нет. К тому же в Иркутской области, в отличие от Бурятии, пересекаются интересы сразу нескольких крупных федеральных структур, и назначение ставленника одной из них может привести к серьезному конфликту интересов.
Однако в случае, если Левченко действительно договорился с Кремлем, это может иметь далеко идущие последствия для внутрирегиональной политический жизни. За договоренностями такого уровня однозначно последует жесткое противостояние Левченко с КПРФ, что приведет, естественно, к его отказу от должности первого секретаря обкома, а то и к выходу из партии.
Косвенно версия договоренности подтверждается очевидным конфликтом внутри обкома КПРФ. Известно, что часть представителей "верхушки" обкома в лице Ольги Носенко, Евгения Рулькова и Сергея Бренюка крайне недовольны действиями Левченко, в первую очередь слабым лоббированием политических интересов партии, и готовы перейти в открытую оппозицию к нему. В целом той массы недовольных в рядах ИРО КПРФ, которую смогут консолидировать оппозиционеры, вполне может хватить и для силовой отставки Левченко с поста первого секретаря обкома.
Не исключено, что Левченко сознательно ведет внутрипартийную ситуацию к конфликту, чтобы не стать самому инициатором ухода с поста первого секретаря обкома. В случае же его силового снятия он может мотивированно уйти в оппозицию к КПРФ и даже полностью перейти на сторону "Единой России". Что, собственно, и требуется Кремлю.
В случае переформатирования Левченко под "Единую Россию" он, объединившись с единороссовским большинством в Законодательном собрании, вполне способен рассчитывать на победу и в следующих выборах губернатора региона 2020 года. Что для него, при всех текущих раскладах, останется единственным шансом не превратиться через три года в политический труп, по примеру своего коллеги Антона Романова. Правда, в этом случае он не сможет получить голоса "ядерного" коммунистического электората, а вместо этого получит пожизненное звание "политической проститутки". Но это уже, как говорится, нюансы.
Безусловно, в варианте договоренностей с Кремлем, Администрация президента выступала с позиций силы и получила в ходе переговоров больше, чем получил Левченко. В число условий наверняка были поставлены и серьезные кадровые изменения в региональном правительстве, в частности, увольнение одиозных министров и зампредов, которых Кремль считает неприемлемыми. Естественно, эти увольнения станут не единомоментными, а будут растянуты до конца 2017 года.
В целом нужно понимать, что Левченко всегда был договороспособным политиком и умел находить золотую середину, максимально выгодную для себя. Вряд ли в преддверии крайне непростых президентских выборов он вдруг изменил бы самому себе и решил броситься на амбразуру. А раз так - мы ждем перемен.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!