Говорящая голова. Алексей Цыденов приберет к рукам свободу слова в Бурятии?
Борьба за власть в Бурятии набирает обороты. На этот раз на кону не высокий пост или депутатское кресло, а кое-что посерьезнее — контроль над информацией.
1 марта комиссия в Москве решит, какой из республиканских кабельных телеканалов станет общедоступным. За 21-ю кнопку борются как известные и популярные холдинги, так и пролоббированные кем-то темные лошадки.
Ловкость рук и никакого мошенничества
СМИ обратили внимание на появление среди кандидатов некой «Селенги ТВ». Абсолютно неизвестный телеканал официально начал вещание за неделю до конкурса — следовательно, телезрителям Бурятии он неизвестен вовсе. Однако наличие влиятельных покровителей может обеспечить «каналу-призраку» победу над такими сильными конкурентами, как «Ариг Ус» и «Тивиком».
Чтобы занять место в регулярной сетке вещания вместе с двадцатью федеральными, республиканский телеканал должен вещать как минимум на половину региона и иметь в эфире не меньше 75 процентов программ собственного производства. Насколько регулярным должно быть вещание, непонятно. Во всяком случае, Роскомнадзор устроила семисуточная запись эфира, которую «Селенга» отправила на конкурс в декабре. При этом фактически кабельное вещание в сетке «Ростелекома» канал начал только 21 февраля.
В Роскомнадзоре разводят руками — непрерывное вещание «Селенги» подтвердить не можем. На запрос издания «СМ № 1» в региональном отделении ведомства ответили, что «систематического наблюдения за вещанием данного телеканала не проводилось», и плановую проверку вещания телеканала в режиме реального времени проведут не раньше 14 июня 2017 года. Результаты конкурса при этом объявят уже 1 марта — по сути это значит, что популярные каналы Бурятии находятся в одних условиях с мертвыми душами, реально существующими только на бумаге. Решение ведь будет принимать федеральная комиссия в Москве, не имеющая представления о положении дел в региональной тележурналистике. Да и «Селенга» уже вовсю работает.
Мухлеж? А ты докажи.
Надежная крыша
Впрочем, в состав конкурсного жюри войдут и два представителя Бурятии — от парламента и федерального правительства. Здесь самое время разобраться как и те и другие могут повлиять на исход московского голосования.
И глава Бурятии, и республиканский парламент всегда заинтересованы в усилении своих позиций. Временного главу Алексея Цыденова через полгода ждут первые большие выборы, и права на ошибку у него нет — на кону президентское доверие и карьерные перспективы. В задачу политтехнологов в таких случаях обычно входит обеспечение не просто победы, а сокрушительного триумфа путинского ставленника. И традиционной поддержки в печатных СМИ Алексею Цыденову для этого может просто не хватить.
Предыдущий глава Бурятии Вячеслав Наговицын, к слову, почти также остро нуждался в наличии собственного общедоступного телеканала. За два месяца до отставки он активно готовился к третьему сроку и на бюджетные деньги купил половину республиканского телеканала «АТВ», также участвующего в федеральном конкурсе. Теперь это имущество досталось в наследство Алексею Цыденову, но вместе с ним — испорченные отношения с Народным Хуралом. Наговицын не стал советоваться с парламентом насчет покупки, и в результате депутаты раскритиковали правительство республики за эту сделку.
Самого главу Бурятии обвинили в эксплуатации республиканского бюджета ради собственных интересов.
В такой ситуации Алексею Цыденову пришлось экстренно спасать ситуацию — половину купленной доли в «АТВ» предложили Народному Хуралу. В парламенте в ответ еще немного повозмущались, но отказываться не стали. Впрочем, передача акций еще не произошла — и, возможно, хуральцы просто заняли выжидательную позицию.
«Селенга ТВ» в таком случае вполне может быть активом Хурала. Официально канал зарегистрирован еще в 2015 году, но признаки жизни начал подавать одновременно с покупкой «АТВ» республиканскими властями. И если «Селенга» проиграет конкурс, то у Хурала будет четверть правительственного канала. Парламент в любом случае в выигрыше.
Впрочем, дело может обстоять иначе. Cоздание «Селенги» лоббировал духовный лидер буддистов и влиятельный в республике человек Хамбо-лама Дамба Аюшеев. Здесь стоит напомнить, что одну из первых встреч врио главы Алексей Цыденов провел именно с Аюшеевым — и большая часть разговора прошла за закрытыми дверями. В этом контексте «Селенга ТВ» становится уже не оппозиционным активом Хурала, а совместным информационным оружием двух влиятельных политиков. Народный Хурал в обмен на акции «АТВ» может проголосовать за «Селенгу» в Москве.
К слову, за учреждением «Селенги» стоит все тот же Вячеслав Наговицын, желающий увеличить свои шансы на победу в конкурсе. Кроме «АТВ» и «Селенги» у него был налажен контакт с «Ариг Ус ТВ» — владелец холдинга Татьяна Мантатова получила от главы Бурятии пост в Совете Федерации.
Теперь все это добро может достаться Алексею Цыденову. И вместе с ним — абсолютная власть над информационной повесткой и общественным мнением в республике.
Бабр следит за развитием событий.
Фото: baikal-mir.ru
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!