Нам нужна мусоропереработка для бедных
Мусорная тема становится одной из наиболее острых общественно-политических тем, наряду с пенсионной реформой. Это неудивительно, поскольку жители разных городов стали все чаще сталкиваться с мусорными проблемами, в частности, с растущими и воняющими свалками.
И что же делать?
"Ростех" совместно с "РТ-Инвест" предлагает проект по переработке мусора в Подмосковье: восемь сортировочных комплексов и четыре мусоросжигательных завода (данные из интервью генерального директора "РТ-Инвест" Андрея Шипелова газете "Ведомости" от 17 октября 2018 года). Он очень многим не понравился, и его критикуют с разных сторон.
Детальный разбор этой критики, а также рассмотрение технических деталей, заняло бы слишком много места. Поэтому я остановлюсь вкратце на том, что и мне в нем не нравится.
Во-первых, сортировка и сжигание - это не инновации, эти технологии существуют уже более 50 лет, если не больше. Во-вторых, по словам Шипелова, около 20% переработанных отходов будет захораниваться на полигонах. То есть, свалки остаются и будут прирастать. При общей мощности переработки в 5,6 млн. тонн в год, 20% - это 1,12 млн. тонн отходов. В-третьих, стоимость такого завода 30 млрд. рублей при годовой мощности в 700 тысяч тонн в год.
Можно долго спорить о том, будет ли новый мусоросжигательный завод вонять так же, как и старый, или как свалка. Но на мой взгляд, на третьем пункте можно и заканчивать. Это решение - не для всей страны. Лишь в очень немногих регионах найдутся инвесторы в такими деньгами в кармане и далеко не факт, что они согласятся инвестировать в мусоропереработку. Такие суммы неподъемны для региональных бюджетов. Вот, к примеру, Иркутск ежегодно вывозит порядка 165 тысяч тонн бытового мусора. Комплекс по сортировке и сжиганию мусора такой годовой мощности стоит порядка 700 млн. рублей. А вот новый участок на полигоне, как говорила в 2017 году директор МУП "Спецавтохозяйство" Наталья Шуляшкина, стоит 80,9 млн. рублей. Почти в десять раз дешевле.
Поэтому, спорить по поводу мусоропереработки от "Ростеха", на мой взгляд, бессмысленно. Нам это все равно не подходит. Мы слишком бедны, чтобы играть в подобные игры.
Нам нужна какая-то другая технология, достаточно эффективная и не требующая столь огромных инвестиций. И здесь я снова вспомню пиролизную установку "ЭКУОТ", разработанную заслуженным кузбасским горняком Сергеем Лавровым, о которой было сказано в предыдущей статье.
Ее главное достоинство, в рамках рассматриваемого аспекта, - это компактность. В разработке четыре типоразмера: 5, 10, 16 и 25 кубометров. Цикл работы - 12 часов, от загрузки мусора до выгрузки твердого остатка. Если мы возьмем среднюю из них, 10-кубовую, то при круглосуточной и кругологодичной работе она вполне в состоянии "переварить" 7300 кубометров мусора (на выходе: основной продукт - пиролизная жидкость, которую можно разогнать на дизтопливо, а также горючий газ для генератора и твердый остаток, который дробится и добавляется в бетон). С учетом необходимых остановок и обслуживания - 7 тысяч кубометров круглым числом. 24 таких установки вполне хватило бы для переработки всего годового объема мусора, образующегося в Иркутске.
Установка на 10 кубометров свободно входит в 20-футовый контейнер и может быть смонтирована на автомобиле. Это зримое выражение ее компактности. Столь компактная установка стоит гораздо дешевле, чем огромный мусоросжигательный завод, котлы для которого надо заказывать, ни много, ни мало, в "Росатоме".
Ее стоимость вряд ли будет превышать стоимость грузовика, на котором она может быть смонтирована.
Экономика у мусоропереработки такого стиля совсем другая. Компактная и мобильная установка по карману многим. Не только региональному бюджету, но и муниципалитетам, коммунальным предприятиям, управляющим компаниям, а также предпринимателям. Наиболее выгодно сейчас иметь такие установки коммунальщикам, у которых большой автопарк, поскольку установка может снабжать их дизтопливом, для получения которого имеется ректификационная колонна. Получается солидная экономия на акцизе (если производитель сам потребляет свое топливо, не продает и не передает его, то акциз на него не платится). Если добиться введения нулевой ставки акциза на синтетического топливо из мусора, то тогда станет выгодно получаемое дизтопливо продавать.
Вот широкое использование такой технологии означало бы коренное решение мусорной проблемы. Во-первых, нечего вывозить на свалки. Мусор вывозится на площадки, где он сортируется (нужно извлечь металл и стекло), дробится в шредере и загружается в установку. Площадка, в сравнении с полигоном, маленькая. Во-вторых, все продукты полезно используются и переработка обещает быть настолько выгодной, что можно отказаться от взимания платы за сбор и вывоз мусора. В-третьих, можно купить столько установок, сколько нужно, а лишние потом продать или сдать в аренду. В-четвертых, так перерабатывать можно не только "свежий" мусор, но и старые свалки. Особенно, что очень важно, можно ликвидировать подчистую незаконные свалки.
В наличных условиях я бы выбрал именно такую технологию мусоропереработки.
Фото: sb.by