Минздрав РФ: будем пить как в Парагвае
К тому, что министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова очень любит манипулировать цифрами и притягивать за уши выгодные для себя статистические данные, мы уже привыкли. Однако чиновница не устаёт нас удивлять.
На этот раз речь пойдёт о разработанном Минздравом законопроекте о внесении изменений в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предполагающих запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Напомним, сейчас запрет касается молодых людей до 18 лет.
Потенциальные нововведения должны коснуться напитков крепостью выше 16,5%. Предполагаемое время вступления закона в силу – январь 2020 года.
Верные цифры те, которые выгодны, а не те, которые верны
В качестве главного аргумента необходимости принятия закона госпожа Скворцова ссылается на данные ВЦИОМ, согласно которым данная мера пользуется невероятной поддержкой населения – 78%. Действительно, в исследовании Центра изучения общественного мнения от 27 ноября 2018 года данная цифра присутствует. Однако если мы отмотаем историю на пару месяцев назад, то убедимся, что в сентябре в ответ на этот же вопрос высказалось «за» всего 58% опрошенных.
Видимо, этого Минздраву и тесно сотрудничающим с ним экспертам проекта «Трезвая Россия» было недостаточно, поэтому они заказали новый опрос, из которого были убраны все прочие варианты борьбы с пьянством, добавлено волшебное «скорее да, чем нет», и число россиян, поддерживающих повышение возрастного ценза, резко возросло. Понятно, что в пояснениях к законопроекту министр ссылается на более выгодный для себя процент, а не на тот, что был изначально.
Кстати, вариант «Развитие современных медицинских методов лечения» в первом опросе поддержало более трети населения, а сели бы об этом спросили в отдельном заказном опросе, думается, что результат был бы гораздо выше 78%. Однако в Минздраве развивать ничего не умеют, а умеют лишь бороться и ограничивать, потому и хватаются за запретительные меры.
Парагвай и США нам ближе, чем Европа
Второй аргумент министра здравоохранения – опыт зарубежных стран. Мол, повышенный возраст продажи алкоголя успешно действует в таких странах как Казахстан, Япония, США, Индия, Египет, Индонезия и Парагвай, а научные исследования признают эту меру эффективной. Это уже откровенная ложь. Никаких данных «международных научных исследований» о действенности «21+» по сравнению с «18+» не существует. Скорее наоборот, в подавляющем большинстве стран ограничение «21+» считается чрезмерным.
Почему-то российский Минздрав не берёт за образец государства, где алкоголь доступен с 16 лет, как в Ямайке, Марокко, Мальте, Италии, Дании, Грузии, а то и вовсе с пелёнок, как, например, в Албании, Греции, Кыргызстане, Ливии, Люксембурге, Габоне, Гане, Того и Гвинее-Бисау. Этих стран, кстати, гораздо больше, чем тех, на которые ориентируется ведомство Скворцовой. Не говоря уже о подавляющем большинстве стран мира, где продажа алкоголя, как и сейчас в России, разрешена с 18 лет. При этом продолжительность жизни в «пьющих» европейских государствах гораздо выше, чем в «трезвых» Индии и Парагвае. Но Скворцова и компания на это внимания не обращают. Просто потому, что у них другие цели – создать видимость бурной деятельности при минимуме ответственности.
Впрочем, мы прекрасно знаем, что «Минздрав разработал» и «Закон принят» – далеко не всегда одно и то же. Тем более что надо ещё Конституцию подправить, ибо её статья 60 гласит, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет».
Ну и последнее. Может быть, ничего плохого в желании Минздрава увеличить возрастной ценз на продажу алкогольных напитков нет. Только не надо при этом изворачиваться и лгать, а ещё желательно хоть иногда обращать внимание на действительно насущные медицинские проблемы в стране.
Также читайте по теме:
Служить, но не пить. Голикова и Скворцова тянут вверх возрастной ценз на алкоголь