Два в одном
Сергей Сокол и Юрий Параничев поделили кресло первого зама.
Сергей Сокол на прошлой неделе утверждён первым заместителем губернатора Иркутской области. Прецедент налицо – у высшего должностного лица региона два первых зама, поскольку Юрий Параничев в отставку не отправлен. Решив юридический спор о двух заместителях, Игорь Есиповский пока не озвучил главную интригу – кто из двух первых замов «самый первый».
Логика развития событий после назначения Сергея Сокола угадывалась — человек команды Александра Тишанина Юрий Параничев пишет заявление об отставке и уходит с поста первого зама. Сокол становится единственным первым. Но, похоже, Тишанин перед уходом сумел защитить «трудовые права» высших чиновников. По информации «Конкурента» в марте экс-губернатор подписал постановление, которое внесло изменения в контракты о найме. Сроки контрактов были продлены до конца переходного периода (раньше большинство чиновников должны были сложить полномочия сразу после ухода губернатора). Юрий Параничев может продолжить трудиться на благо области ещё пять месяцев. На законных основаниях. Наблюдатели полагают, что креатура ОАО «Газпром» Параничев со своего места в ближайшее время «подвинут» быть не может. Но за Сергеем Соколом стоит «Норникель», и должность меньше первого зама ему не интересна. Развести интересы двух компаний на региональном чиновничьем олимпе могла только напряжённая работа юристов.
Удвоение замов
Изменение числа первых замов — отличный пример того, как союз политиков и юристов творит чудеса. На вопрос «Конкурента» «Возможно ли юридически существование двух первых замов?» врио губернатора Игорь Есиповский заявил: «Ну а почему нет? Препятствий нет. Это мне сказали юристы, и это сказал Федеральный конституционный закон (ФКЗ), который определяет всю организацию и создание системы управления в переходный период». Первая часть статьи 18 ФКЗ о создании нового субъекта федерации гласит, что уставы и иные нормативно-правовые акты, принятые до дня вступления в силу ФКЗ (или принятые в соответствии с этим законом до прекращения полномочий органов госвласти), действуют в переходный период в частях, «не противоречащих» закону. Таким образом, устав Иркутской области сейчас работает. Но оговорка о «непротиворечии» ФКЗ даёт поле для юридической фантазии чиновников, которые могут самостоятельно определять, какие части устава действуют, а какие — нет.
Увеличив число замов, губернатор формально запустил «машину» внесения изменений в устав, ведь первый зам — это уставная должность. А менять устав в переходный период запрещено, уверены в Институте регионального законодательства и правовой информации Иркутской области. По мнению одного из известных иркутских юристов, пожелавшего остаться неназванным, «никто и не притронется» к уставу. В данном случае действуют нормы ФКЗ, который выше по юридической силе. Хотя для «правовой чистоты» изменения в устав нужны. Но никто за пять месяцев до окончания переходного периода усложнять ситуацию не будет, уверен наш собеседник. Принципиальных возражений на этот счёт нет даже у прокуратуры региона, сообщил «Конкуренту» источник в администрации. Поэтому вероятность судебного обжалования ничтожно мала, сделал вывод он.
«У нас и не такое возможно, — рассуждает депутат Госдумы Сергей Левченко. — Появление двух первых замов — это ещё не самый экзотический вариант». Удивило Левченко другое. Игорь Есиповский «мог бы посоветоваться с Заксобранием и депутатами Госдумы» по поводу нового зама, считает парламентарий. Два с половиной года назад областные депутаты щепетильно изучали личность претендовавшего на кресло первого вице-губернатора Юрия Параничева, появившегося «из ниоткуда». И утвердили его только со второго раза.
А вот Сергея Сокола, похоже, полюбили заочно. И без лишних согласований. Не-смотря на то что пункт устава о том, что должность первого зама должна быть согласована с Заксобранием, не отменён. «В одной из статей ФКЗ ограничивает полномочия парламента в переходный период: например, нельзя принимать новый устав. Но в части согласования первого зама устав, по всей видимости, силу не утратил», — заявил наш анонимный собеседник. Но в парламенте так не считают. Положение устава о согласовании первого зама в переходный период «изъято», заявили «Конкуренту» в правовом управлении ЗС.
Самый первый
Теперь главная интрига — кто из двух первых «самый первый». С юридической точки зрения, первые замы не могут быть равны в полномочиях. Один из первых всё равно выше по статусу и будет, к примеру, исполнять полномочия губернатора в его отсутствие. Это должно быть прописано в постановлении главы региона, уверены юристы. А вот в «Сером доме» призывают относиться к ситуации проще. «Я не думаю, что полномочия будут где-то прописаны, просто о них объявят публично, и всё», — считает источник «Конкурента» в областной администрации. К слову, и сейчас устав области определяет особый порядок назначения первого заместителя, но не содержит специальных норм о его компетенции, не предоставляет особенных полномочий, отметил эксперт консалтингового агентства «Большой Иркутск» Вячеслав Плахотнюк. По сути, первому заму может быть поручено любое из направлений.
«Мы пока над этим работаем, когда распределим, узнаете», — заинтриговал Сергей Сокол. Он сообщил, что, вопреки озвученной ранее версии, не собирается быть «московским замом», а будет работать в регионе. Сокол рассказал, что сейчас пытается «максимально быстро вникнуть в ситуацию» и в ближайшее время намерен приступить к «полноценной работе». Первый заместитель врио отказался комментировать решение босса о собственном назначении. «Мне очень интересно поработать в Иркутской области под руководством такого компетентного профессионала», — ограничился он. Игорь Есиповский тут же отдал комплимент назад: «Сокол — профессионал в вопросах организации управления администрации».
Корпоративное бессознательное
Но экспертное сообщество в голос говорит о наличии корпоративного притяжения двух чиновников. Игоря Есиповского считают креатурой главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Сергей Сокол, претендовавший на место губернатора Забайкаль-ского и Алтайского краёв, пользуется поддержкой «Норникеля». 28 апреля стало известно, что Чемезов обратился с письмом к Владимиру Путину, где изложил свои планы по созданию мегакорпорации в цветной металлургии. Чемезов предлагает трём металлургическим гигантам — «Норникелю», «Металлоинвесту» и «РУСАЛу» — образовать консорциум для участия в конкурсе на освоение третьего в мире месторождения меди Удокан (Читинская область). «Предварительные договорённости» о совместном участии в конкурсе уже есть с Алишером Усмановым и Владимиром Потаниным, заявил Чемезов. Показательно, что днём позже «Норникель» объявил о намерении участвовать в конкурсе. Ранее ГМК отказался от борьбы за Удокан, посчитав ничтожными свои шансы против альянса РЖД, Уральской горно-металлургической компании и Внешэкономбанка, которые тоже претендуют на месторождение.
В случае победы Чемезов обещает создать горно-металлургическую компанию, которая объединит свои активы с «Норникелем». В свою очередь 24 апреля было объявлено, что совладелец «РУСАЛа» Олег Дерипаска приобрел блок-пакет акций ГМК. В его планах — объединение «РУСАЛа» и «Норникеля». В письме к Владимиру Путину Сергей Чемезов заявил о планах корпорации на разработку Сухого Лога в Иркутской области.
Впрочем, есть и другая версия появления Сергея Сокола в регионе. «С учётом того, что Есиповский никогда не работал в органах власти, не считая Фрунзенского райкома комсомола, его нужно было укрепить аппаратчиком», — считает Сергей Левченко. Не в последнюю очередь это было сделано потому, что до выборов нового парламента осталось пять месяцев, заявил депутат.
Сергей Сокол не избежал вопросов о «красноярской экспансии». «Интересы Красноярского края относительно Иркут-ской области заключаются только в том, чтобы установить нормальные тесные партнёрские отношения по реализации инвестиционных проектов, которые находятся на стыке двух субъектов», — заявил он. К таким проектам он отнёс строительство Богучанской ГЭС и ВСТО. Сокол считает, что регионы должны наладить «совместную координацию деятельности лесных терминалов». Перестройка лесного крыла «Серого дома» уже началась. С 24-25 апреля на основании личных заявлений были уволены директор департамента лесного комплекса и водных ресурсов Сергей Пияткин и руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области, главный государственный лесной инспектор Иркутской области Олег Гервик.
Логика «серого дома»
Раньше устав региона делил понятия «система» и «структура» исполнительных органов госвласти. Система, как более общее понятие, устанавливалась региональным законом «по представлению губернатора». А детальную структуру определял сам губернатор – постановлением. Однако ФКЗ отменил эти уставные положения, считают в администрации. Временные структура и система теперь определяются исключительно постановлением губернатора. Оно появилось ещё восемь месяцев назад – 20 августа 2007 года. В постановлении, в частности, говорится, что высший исполнительный орган власти (администрация) состоит из губернатора, одного первого заместителя, других замов и руководителей структурных подразделений. Чтобы изменить число первых замов, губернатору, по мнению юристов «Серого дома», нужно только поправить это постановление.