Псевдоцерковное хамство
Невозможно понять, что на самом деле происходило у стен Храма Христа Спасителя в день открытия Архиерейского собора Русской Православной Церкви, если оставить за скобками вопрос о том, чем является сама РПЦ и ее административная структура: Московская патриархия (МП).
МП – это относительно новая (в масштабах церковной истории) структура, основанная Сталиным в 1943 году на месте уничтоженной, расстрелянной и изгнанной в катакомбы Российской Православной Церкви, которая на протяжении веков существовала в России до октябрьского переворота 1917 г. Все имущество, все постройки и храмы, которые МП узурпировала при помощью государства, используются ею незаконно – de jure и de facto.
МП не является наследницей Российской Православной Церкви, поскольку ни по своей сути, ни в своих жизненных проявлениях, характеризующихся повальным беззакониям со стороны как своих служителей, так и священноначалия МП, она давно не соответствует не только православным, но и общехристианским канонам. С этой точки зрения ее вообще уже трудно называть Церковью. В народе ей давно уже присвоен другой, неформальный статус – сталинской секты.
Однако, МП имеет серьезные проблемы не только в духовной сфере, но и с точки зрения законов светского государства. Согласно своему уставу, принятому в 1988 году, МП РПЦ обязана, помимо Архиерейских, не реже чем раз в 5 лет созывать Поместные соборы, в которых должны принимать участие не только архиереи, но также клирики и миряне. Иными словами – вся Церковь. Такого собора не созывалось уже 18 лет: последний Поместный собор проводился для избрания нынешнего патриарха в 1990 году.
Происходит это по одной простой причине: иерархия МП боится Поместного собора, потому что на нем верующее вправе потребовать отчета по всем доходам и расходам МП за многие годы, после чего просто проголосовать за отставку и отдельных иерархов, и самого патриарха. Допустить, чтобы в Церкви, как и положено, правил народ, авторитарная сталинская иерархия не может. В результате столь грубого нарушения устава религиозной организации Минюст давным-давно обязан был бы обратиться в суд с представлением о лишении МП государственной регистрации, однако «почему-то» этого не делает.
Именно по этой причине, в РПЦ постоянно и повсеместно возникает недовольство прихожан и клириков внутренней политикой МП. Одним из примеров этого является поведение архиепископа Диомида и его паствы, которые, впрочем, по-своему правы: слишком много беззаконий творится в патриархии. То, что науськиваемые властями путинские «Наши» ввязались в потасовку с диомидовцами, лишний раз демонстрирует, насколько странно ведут себя российские государственные мужи. Вместо того, чтобы призвать патриархию к порядку и держать на расстоянии, как это делал Борис Ельцин, они вступили с ней, если можно так выразиться, в противоестественную случку, в результате чего патриархия окончательно уверовала в свою безнаказанность, и пустилась во все тяжкие.
Так что, как видим, основной причиной «почти открытого противостояния некоторых представителей клира и мирян священноначалию», на которое жаловался в своем выступлении на Архиерейском соборе Алексий II, является не «тщеславие», как утверждает патриарх, а вполне осознанная верующими беззаконность авторитарного управления РПЦ МП.
Теперь о тех «исторических решениях», которые выдал так называемый «собор». Скажу так: могут ли быть законными и правильными решения, принимаемые беззаконными и авторитарными узурпаторами? Конечно, нет.
Например, об отношении к абортам. Их греховность с точки зрения религии признана многими церквами в различных странах, задолго до «судьбоносных» решений патриархии, и никогда никем в церковном мире не оспаривалась. Почему об этом вдруг зашла речь на соборе – непонятно.
А вот что касается так называемого «гражданского брака», то тут патриархия явно хватила через край. «Необходимо объяснять, почему такой брак не может считаться браком, а расценивается как блудное сожительство», – сказал Алексий II, и добавил, что массовое сожительство без заключения брака (вероятно, он имеет в виду массовый отказ от регистрации брачного союза в загсе), стало болезнью общества, и что рождение детей в таком временном и непрочном союзе обычно даже не предполагается.
Сегодня не менее полумиллиарда семей во всем мире живут в таком гражданском браке. Среди них бесчисленное множество добрых, прекрасных, верующих юношей и девушек, мужчин и женщин. В гражданских браках родилось множество замечательных детей, которые прославляли и прославляют Господа Бога и своих родителей. Охарактеризовать всех их как блудных сожителей, а их детей, следовательно, как плод блудного сожительства – это ни что иное, как псевдоцерковное хамство, оскорбление верующих, отсутствие уважения и любви к людям. По сути, патриархия продемонстрировала, что забыла заповеди Христовы, или никогда не знала их. Ведь Иисус заповедал людям любить друг друга, и это есть бóльшая среди заповедей. Если люди живут вместе и любят друг друга, значит среди них Христос. А если имеют печать в паспорте, а не имеют любви, то всё равно не будут счастливы, как бы ни воздыхала по этому поводу патриархия.
За всю свою жизнь, еще начиная с 70-х годов, я видел много семей, которые жили в гражданском браке и никогда не ссорились. Но как только они решали идти в загс и ставили печать в паспорт – тут как будто бес между ними вселялся! Сразу же начинали ссориться, появлялись упреки на пустом месте, иногда дело доходило даже и до драк. Наконец, люди разводились. И – вот чудо – как только они разводились, сразу же забывали все обиды, становились друзьями, а порою и сходились вновь. И таких примеров – множество, это не единичные случаи.
И, наконец, последнее замечание: о призыве патриарха к отказу от культа денег. Вот это на самом деле – самое циничное лицемерие. Ведь более жадных до денег и материальных благ людей, чем патриархийные служители, трудно себе и представить. Такой роскоши, в которой жили и живут подавляющее большинство архиереев МП, не встретишь больше нигде. Сребролюбие, скупость, жадность – извечные язвы, которые стали нарицательными для служителей МП. И при этом они призывают свою паству, которая в большинстве своем живет весьма скромно, к «отказу от культа денег» что, безусловно, ужасает своим двуличием. Ну что ж, патриархия есть патриархия.
Архиепископ Никон (Ламекин) – предстоятель Истинно-Православной Церкви, настоятель московской общины ИПЦ.