Спасение утопающих
Иркутская область может лишиться уникальных памятников археологии.
Письмом в адрес руководителя Комитета по культуре Госдумы РФ Григория Ивлева в защиту 60 объектов археологии, расположенных на территории Иркутской области и попавших в зону затопления Богучанской ГЭС, иркутская общественность отметила День памятников, установленный по инициативе ЮНЕСКО 18 апреля более двадцати лет назад. Документ подписали лидеры пяти региональных творческих союзов. Поводом для обращения к народному избраннику послужило отсутствие какого-либо финансирования спасательных археологических работ. Затопление ложа водохранилища, а произойдёт это в 2010 году, приведёт к массовому уничтожению памятников. Возраст многих из них превышает 10 тысяч лет.
Ценность объектов, обнаруженных в течение последних сорока лет на предполагаемой территории ложа водохранилища Богучанской ГЭС, у специалистов не вызывает сомнения. Речь идёт о мировом наследии, убеждён председатель Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Владимир Китаев. Затопляемая зона является значительным участком транспортного коридора движения племён и народов. Здесь расположены объекты археологии в возрасте от пяти тысяч до двадцати трёх тысяч лет – стоянки палеолита, мезолита, неолита, бронзового и железного веков, погребальные комплексы, наскальные изображения. Изучая их, возможно, учёные найдут ответ на вопрос, почему культура и язык тофов (малочисленный народ, живущий в Нижнеудинском районе Иркутской области) во многом так похожи на культуру и язык североамериканских индейцев. Не исключено, что эти исследования могут стать звеном доказательств модной в последнее время теории о заселении земного шара людьми из Сибири. Некоторым объектам, по словам начальника отдела археологии службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Михаила Скляревского, свыше 50 тысяч лет, есть предположения о возрасте одного – 120 тысяч лет.
«Закрывая метеостанции, мы никогда не сможем дать точного прогноза погоды, поскольку не будем владеть полной информацией. Так же и с представлением о развитии цивилизации на Земле и связью с памятниками, о которых мы сейчас говорим», – отметила руководитель Восточно-Сибирского управления Росохранкультуры Анна Войтович. Археологи обнаружили участки, где люди селились на протяжении тысячелетий, среди них есть уникальные – шести- и даже восьмислойные объекты, не повреждённые смещениями земной коры. Один из таких находится в 20 километрах от Усть-Илимска. «Если мы затопим их, мировое сообщество сочтёт нас воинствующими идиотами», – считает Владимир Китаев.
Памятники зоны Богучанки – огромный пласт информации о климате, населявших территорию животных, о быте и социальном устройстве живших здесь людей. «Её необходимо проанализировать и использовать при принятии стратегических решений, – говорит Михаил Скляревский. – К сожалению, Россия пока не относится к числу стран, где понимают глубину проблем, которые можно решить с помощью археологии. Возьмём Великобританию. Здесь получило развитие такое направление науки, как палеогенетика, а результаты исследований в сфере археологии уже делятся на закрытые и открытые для общества».
По расчётам археологов, для проведения комплексных работ по спасению объектов в зоне затопления потребуется 3,5 млрд. рублей, в зоне берегооформления – 1,3 млрд. Постановлением правительства обязательства по финансированию этих работ взяло на себя государство. В бюджете средства заложены не были. Не предусмотрены деньги на эти цели и у заказчика строительства – контролируемого государством ОАО «Русгидро».
Между тем Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено выполнение спасательных работ на объектах археологического наследия, если невозможно принятие иных мер. И, как отметил Владимир Китаев, нарушение закона может повлечь в том числе и уголовную ответственность. Но даже если каким-то чудом деньги на спасение памятников всё же будут найдены, до 2011 года, когда чаша водохранилища будет полностью заполнена, провести спасательные работы не успеют, полагает Анна Войтович. Для этого потребуется задействовать в течение пяти полевых сезонов не менее пяти тысяч человек. Значит, необходимо будет сдвинуть сроки заполнения ложа водохранилища, о чём, собственно, и просят лидеры иркутских творческих союзов в обращении на имя Ивлева. А в то, что это произойдёт, не верят даже самые отчаянные энтузиасты.
Слишком долго и безрезультатно совершаются попытки спасти археологические ценности. Ещё в 2000 году иркутские археологи обращались в РАО «ЕЭС России», в правительство с просьбой начать опережающее финансирование спасательных работ. Но поскольку проект достройки ГЭС к тому времени не был готов, в деньгах было отказано, рассказал Михаил Скляревский. В январе прошлого года проблема обсуждалась на заседании совета Общественной палаты России. Итогом дискуссии стали заявление палаты о поддержке деятелей культуры и заметки под заголовками о необходимости предотвратить надвигающуюся «историко-культурную катастрофу», но широкого общественного резонанса не последовало. Такое отношение отчасти объясняет принятое в чиновничьей и бизнес-среде мнение о том, что таким образом учёные «выбивают под себя деньги».
«Культурный уровень людей, принимающих властные решения, потрясающе низок – есть образование, нет культуры. Получается, что в угоду сиюминутной экономической выгоде из пласта знаний сознательно выводится копившаяся тысячелетиями информация, которую несут эти 60 памятников», – говорит Владимир Китаев. В этом трагизм Богучанки, констатирует он.
«Нам остаётся надеяться лишь на то, что стройку заморозят по причине экономического кризиса», – сказала Анна Войтович. Не дожидаясь принятия решений на высоком уровне, археологи собираются спасать хотя бы «каплю в море». На этот полевой сезон планируется развернуть лагерь волонтёров, которые займутся раскопками самых молодых объектов, относящихся к 17 веку и связанных в том числе с периодом освоения казаками Сибири. Потому что, как говорят профессионалы, «там копать неглубоко и детям интересно». По словам Владимира Китаева, достигнута договорённость с семью молодёжными поисковыми отрядами. Это около сотни детей, с которыми будут работать два опытных археолога. Для организации лагеря потребуется незначительная сумма – 1,5 млн. рублей. Но и этих денег сейчас нет.