Вузовские вотчины
На очередном заседании коллегии Минобрнауки России обсуждали «концепцию осуществления министерством полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций» (вузов и научных институтов). За сложным и с первого прочтения, возможно, не очень понятным названием повестки скрывается важная и, по словам министра Андрея Фурсенко, «чувствительная тема». После упразднения весной 2010 года двух федеральных агентств (Роснауки и Рособразования) у Минобрнауки России увеличилось количество подведомственных организаций в 260 раз – с 5 до 1300.
«Когда мы начали разбираться с имущественным вопросом, то выяснили, что не всё с этим просто, – сказал министр. – Некоторые ректоры воспринимают вузовское имущество как свою собственность, свою вотчину. Нарушая законы, сдают помещения в аренду, используют его для неуставных целей. Особенно остро эта ситуация воспринимается в отношении общежитий». Многие вузы жалуются на нехватку мест. Тогда как по меньшей мере 25 процентов общежитий используется не по назначению: в комнатах проживают либо сотрудники, либо люди, которые вообще не имеют никакого отношения к учебному заведению и в целом – к образованию. В ходе проверок выяснилось, что 14 тысяч комнат занимают сторонние лица.
Прежде чем разрабатывать концепцию, в Минобрнауки России провели инвентаризацию имущества вузов и институтов. По данным директора Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Министерства образования и науки РФ Екатерины Толстиковой, общая площадь земельных участков этих организаций составляет 558 тысяч гектаров. Площадь почти 37 тысяч объектов недвижимости – более 72 миллионов квадратных метров. Причём по назначению используется только 67 миллионов. А невостребованными остаются 5,5. Из них примерно половина сдаётся в аренду, остальное имущество нуждается в ремонте и реконструкции. В Министерство образования и науки РФ периодически поступают, как отметила Екатерина Толстикова, странные предложения от вузов. Например, в этом году один из вузов попросил разрешения поменять один из их земельных участков на автомобиль.
Ещё одна проблема заключается в том, что у многих учреждений не оформлены как следует права на имущество. Сегодня в подвешенном правовом состоянии находится 24 процента земельных участков и 10 процентов зданий и сооружений. В связи с этим министерству приходится участвовать в различных судебных тяжбах. Всего их более 200. По итогам большинства процессов удаётся вернуть имущество в федеральную собственность. В частности, была признана недействительной сделка по обмену здания РГТЭУ в центре Москвы на аварийный объект в Московской области. В настоящее время ведётся работа по возврату объектов на Чёрном море Грозненского нефтяного института.
Учитывая неэффективное использование имущества, в Минобрнауки России рассматривают вопрос о его перераспределении между вузами: у одних отнимут, а другим отдадут. Это одна из ключевых идей концепции.
Инициативу поддержал заместитель руководителя Росимущества Дмитрий Пристансков: «В 2010 году мы проверили 205 вузов. И только у одного процента из них не обнаружили нарушений по использованию имущества. Надо проводить работу по выявлению у вузов излишних площадей и передаче их тем учебным заведениям, которые в них нуждаются».
Представитель Минфина Михаил Котюков от лица своего ведомства также одобрил разработанную концепцию, предложив использовать данные об эффективности управления госимуществом вузов при формировании для них госзадания и осуществления бюджетных инвестиций.
Директор одного из департаментов Минэкономразвития России Алексей Уваров не увидел в концепции отраслевой окрашенности. По его мнению, необходимо учесть специфику использования имущества в сфере образования и науки. Так, у многих вузов здания и сооружения территориально разрознены, зачастую находятся в разных районах города. «Это неправильно, – считает Алексей Уваров. – Надо стремиться к концентрации объектов». Это, видимо, можно считать ещё одним из доводов в пользу перераспределения имущества.
Вторая особенность (и она же проблема) – изношенность имущественного комплекса. Необходимо ставить вопрос о строительстве новых объектов. «Давайте разрешим вузам продавать ненужное имущество и на вырученные средства строить современные площадки. Нужно продумать, как лучше реализовать эту возможность», – предложил Уваров.
В целом, по оценкам Минэкономразвития России, концепция готова процентов на 85. Её осталось доработать с учётом предложений ректоров. Андрей Фурсенко поручил своим подчинённым выполнить эту работу в течение месяца и доложить об итогах на мартовской коллегии.
«Многие любят приводить в пример американские университеты. Я хочу напомнить, на чём базируется их могущество, – сказал в завершение встречи министр. – Когда они организовывались, не у всех было много денег. Но им давали землю, которой они могли разумно пользоваться. Это один из инструментов развития. Всегда есть страх, что он будет использоваться нецелевым образом. Но заранее отказываться от каких-то возможных вариантов, в том числе продажи имущества, неправильно».
Σ Муравьёва Марина