Школа благородных девиц
О плюсах и минусах раздельного обучения
Электронная запись в первый класс завершена. В системе образования делают выводы: школам-лидерам дадут новые здания, аутсайдеров сольют с более успешными соседями.
Но есть несколько школ, услуги которых востребованы довольно небольшим кругом родителей. Но именно туда москвичи готовы возить детей чуть ли не с другого конца города. В частности, это школы, где практикуется раздельное обучение девочек и мальчиков. Так, в школе №760 гендерные первые классы набрали в первые же дни после открытия электронной записи. Корр. «МК» узнал, кто выбирает такие классы, как в них учатся и с какими трудностями в них сталкиваются.
— Я хочу, чтобы и вторая моя дочь пошла в девичий класс, — говорит Наталья, гуляющая с двумя дочками на Сиреневом бульваре, около школы № 343. Женщина рассказывает, что ее старшая дочь учится в гендерном классе уже третий год и очень довольна. Девочка кивает: «Мои подружки из других школ рассказывают, что у них мальчишки срывают уроки, дерутся, дергают за волосы. У нас этого нет».
— Неужели вам вообще не хочется с мальчиками общаться? — удивляюсь я.
— Ну, мы на переменках видимся, на экскурсиях — этого достаточно...
Наталья говорит, что хотела оградить ребенка от грубости ровесников, поэтому отдала в эту школу. К тому же у девочки были небольшие проблемы с речью, и мама волновалась, как бы мальчишки не стали дразнить дочку.
— Наш проект существует уже 15 лет, — рассказывает директор школы Жанна Корнеева. — Решились мы на него как раз по просьбам родителей. Мы организовали женский класс, предполагалось, что этот класс будет элитарным, но оказалось наоборот — первое время приводили детей очень сложных, с разными проблемами.
Жанна Алексеевна рассказывает, что дети в классе, где учатся только представители их пола, ощущают себя более уверенно. Ведь отсутствует страх попасть в неловкое положение на глазах, например, девочки, которая нравится, или вообще всех девчонок. К тому же у раздельного обучения есть свои психофизиологические основания. Так, в первый класс мальчики приходят, на 1,5–2 года отставая от девочек по своему развитию. Эта ситуация формирует у барышень чувство превосходства, а у маленьких мужчин — заниженную самооценку. Еще дети по-разному усваивают информацию: мальчики через действие, девочки — через многократное повторение. И если девчонки успешно учатся в группах, помогают друг другу, то будущие мужчины с трудом работают даже в парах, где все равно соперничают друг с другом.
— Сложность работы с классом мальчиков как раз в том и заключается, что у них все время идет борьба за лидерство, — говорит психолог школы № 760 Ольга Буланова. — Это, конечно, заложено от природы.
Некоторые родители в своих отзывах о школе № 760 возмущаются, что там процветает сексизм: на стене висят фотографии девочек под общим названием «Наши невестушки», как будто девочек там обучают только для замужества.
— Мне кажется, «невестушки» — просто красивое, поэтичное название, не больше, — продолжает Ольга Буланова. — Мы проводили исследование, где девочкам нужно было дописать историю: «Вечерело, было прохладно. Под кустом лежал младенец и плакал». Все ученицы женских классов придумали способ спасти младенца. А в смешанных классах разных школ около трети девочек в своем рассказе убивают этого малыша — и это очень тревожный результат.
Широкомасштабные британские исследования гласят, что девочки, получившие раздельное образование, достигают хороших высот в карьере. В среднем, они зарабатывают на 10% больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Выпускницами чисто женских классов были Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс. А вот на мужчин обучение в гендерных классах в карьерном плане никак не повлияло. Зато на личной жизни сказалось печально: они чаще разводятся, хуже строят отношения в обществе, чем их ровесники из обычных школ. Вероятно, сказывается недостаточный навык общения с девочками.
— Эти ситуации возникают в чисто мужских или чисто женских школах, — объясняет Жанна Алексеевна. — У нас этой проблемы нет, так как дети отдельно находятся только на уроке. На переменах, дополнительных занятиях мы приветствуем их общение между собой.
Ольга Буланова добавляет, что в их школе в старших классах детей объединяют — к этому времени особенности развития мальчиков и девочек нивелируются.
— Когда девочек объединили с мальчиками, первые полгода творилось что-то страшное, мой сын вообще не мог учиться, только влюблялся и метался, — вспоминает мама одного из выпускников школы № 760. — И не он один. Мне рассказывали, что на перемене в класс было не зайти, одни сплошные парочки и обнимашки. Но потом все как-то резко прошло. Дети снова повернулись к учебе, к подготовке в вузы.
— Конечно, старшие ребята ждут этого объединения, — говорит Буланова. — А вот малышам нравится учиться раздельно, даже в 5–6-х классах дети ничего не хотят менять.
Удивляюсь: если в раздельном обучении столько плюсов, то почему в столице так мало школ с раздельными классами?
— Москва — мегаполис, где все перемешано, — объясняет психолог. — Поэтому многие все-таки боятся, что, учась отдельно, их дети не смогут нормально общаться с противоположным полом. К нам приводят своих детей те, кто знакомится с нашей программой и понимает, что их детям будет комфортнее в такой школе. Мой опыт свидетельствует, что мальчикам, у которых есть проблемы со здоровьем, успеваемостью, воспитанием или из неполных семей, лучше учиться в мужском классе. А вот девочки — и сильные, и слабые — могут спокойно заниматься и в смешанном классе. Ведь в начальной школе они будут все равно лучше учиться и чувствовать себя увереннее многих мальчишек.
Светлана Плешакова