Смертельная битва. Тунка вновь стала «горячей точкой» на политической карте Бурятии
Начавшаяся в Тункинском районе предвыборная кампания на должность главы обещает быть напряженной. Она не только откроет выборный сезон 2016 года, но и станет генеральной репетицией перед выборами в Госдуму и возможными выборами главы республики.
От выборов в Тунке зависит очень многое, по традиции там вновь в открытую сойдутся силы правящей власти и республиканской оппозиции. В отличии от выборов 2014 - го года, когда за власть пытались бороться справедиворосы во главе с Иринчеем Матхановым, сегодня главным оппонентом администрации Наговицына станет более тяжеловесный игрок - лидер бурятских и иркутских коммунистов Вячеслав Мархаев, который уже обозначил свое присутствие на этих выборах.
По некоторым данным, протеже Мархаева на этих выборах станет один из депутатов тункинского райсовета Иван Альхеев, до недавнего времени работавший в должности заместителя бывшего главы Андрея Самаринова. Альхеев попытается оспорить право быть главой района у фаворита республиканских властей Аламжи Сыренова, действующего и.о. главы района и председателя райсовета. В сми и социальных сетях сегодня горячо обсуждаются преимущества и недостатки этих кандидатов, а также прикидываются шансы на победу, однако от них самих вряд ли что - то будет зависеть.
В этой игре есть интрига поинтереснее, нежели противостояние двух кандидатов. Мы много писали о том, что Тункинский район уникален: по своему географическому положению, между Бурятией и Иркутской областью, и по экономическому потенциалу, который интересен также и Бурятии и Иркутской области. На протяжении многих лет, еще задолго до Самаринова, иркутяне так или иначе пытались влиять на власть в районе, и где - то это им с успехом удавалось. Сперва были попытки влияния через конкретных людей, например через руководство района, депутатов райсовета и т.д., что приводило к расколу в «Единой России», к которой принадлежало большинство людей принимавших решения, или к трениям внутри администрации. При Самаринове единоросы стали более сплоченными и идейно целостными. Тогда в ход пошло использование других партий. И как мы видим, тут интересы республиканской оппозиции и иркутских сил сошлись, буквально в одних и тех же лицах. При этом нужно понимать, что иркутские силы - это далеко не те иркутяне, которые живут в Иркутске. По крайней мере не большинство.
Внимание иркутско - бурятского коммуниста Мархаева к выборам в Тунке не случайно. Он еще не остыл после летней кампании Сергея Левченко, а тут с неожиданной отставкой Самаринова появилась возможность продолжить выигрышную серию. Напомним, что на выборах в райсовет в 2014 году КПРФ набрала всего 9,26 % голосов. Этого мало, но, тем не менее, тот электорат, который голосовал, скажем, за Справедливую Россию - 22,53 %, спокойно сможет проголосовать за КПРФ. Для тункинцев в этом нет ничего страшного. Выше мы уже говорили, что оппозиция, выйдя из едра, начала дико метаться между другими партиями и их лидерами, пытаясь тем самым хоть как - то сохранить свое присутствие у власти. И за ней спокойно шел их сплоченный электорат. В своё время была Гражданская платформа, потом СР.
Именно эту партию в райсовете сегодня представляют основные оппозиционеры: бывший «хозяин Тунки» на протяжении более 10 лет Николай Петухов и директор тункинского нацпарка Валерий Гулгонов. Но, по сути, эти люди остались коммунистами. Особенно Николай Петухов, который в силу своего возраста застал расцвет СССР и прошел все стадии советсткой политической иерархии, он был первым секретарем райкома ВЛКСМ, заворготделом райкома КПСС, зампредом райисполкома и первым секретарем райкома КПСС.
Если Мархаев сможет договориться с аксакалами и кроме своего политического влияния притащить в Тунку деньги финансовых структур Левченко или других видных коммунистов Иркутской области, поручиться за выигрыш кандидата от Едра Аламжи Самаринова не сможет ни один политтехнолог. Несмотря на его вчерашнюю победу на праймериз Единой России.
В связи с этим можно упомянуть полуконсипрологическую теорию, которую в Сибирском федеральном округе начали муссировать довольно давно, о двухпартийной системе власти на территории округа, которую якобы лоббирует «хозяин Сибири», бывший полпред, а ныне губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Теория заключается в предоставлении реальных равных условий для кандидатов от двух партий: Единой России и КПРФ на выборах любых уровней. Новосибирскую и Иркутскую область уже можно назвать успешными в этом плане регионами, судя по всему, на очереди Бурятия. Почему бы не начать с Тунки? Она и географически и политически очень близка Иркутской области, в интересах которой иметь в соседях идеологически идентичный регион и составить тот самый пресловутый «красный пояс».
Это понимают и в администрации Наговицына - Носкова. Поэтому эти выборы не просто важны, их, как говорится на войне, сдавать нельзя ни в коем случае. Усложняет ситуацию и то, что у наших властей ранее не было подобного опыта. Честные выборы, без преимущества административного ресурса, когда результат неизвестен, борьба с равным, а может быть и превосходящим по идеологическому влиянию и финансам, противником.
В любом случае, этой зимой в Тунке будет жарко. На днях Вячеслав Мархаев выступил с жесткой личной критикой Аламжи Сыренова, обвинив того в связях с уголовным миром. Если предвыборная кампания начинается с такой жести, то страшно подумать, что будет дальше. Насколько нам известно, в районе уже работает известный общественный деятель Аркадий Зарубин, который давно является рупором оппозиции в районе.