Билет в театр: вернуть в случае смерти
19 июня в Государственной думе во втором чтении будет рассмотрен законопроект, направленный на борьбу с билетной мафией в виде внесения изменений в Закон РФ о культуре.
Напомним, войну со спекулянтами Министерство культуры во главе с Владимиром Мединским безуспешно ведёт уже несколько лет. Долгожданный проект закона был внесён в Госдуму осенью прошлого года, а первое чтение прошёл в январе 2019-го. Главные пункты документа касаются продажи билетов на выставки и зрелищные мероприятия выше их номинальной стоимости и возврата билетов. Дело, безусловно, хорошее и нужное, да только с большим количеством подводных камней.
Не секрет, что проблема перекупщиков остро стоит лишь в двух столицах, где так называемая билетная мафия действительно бесчинствует, скупая билеты в культовые театры ещё до попадания их в кассу (не без содействия, кстати, самих кассиров, администраторов, а то и директоров) и перепродавая по завышенной в разы цене. Провинциальные же театры эту самую мафию попросту не ощущают, им бы и без того зрительные залы заполнить.
Однако закон будет един для всех.
Согласно поправкам, отныне учреждение культуры, будь то театр, концертный зал, цирк или музей, обязано компенсировать зрителю стоимость билета в полном объёме только в том случае, если мероприятие (спектакль, концерт, выставка) было отменено, заменено или перенесено по вине самого учреждения. Во всех остальных случаях порядок возврата билетов устанавливается самим культурным заведением.
Читаем новую версию закона:
Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи утверждают порядок возврата билетов на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе в случае отказа от посещения такого мероприятия по инициативе посетителя и возврата именного билета.
То есть, в случае принятия данных поправок, любой театр или музей в стране сможет устанавливать свои правила возврата билетов. Это может быть полная компенсация стоимости (что вряд ли), частичная компенсация (что скорее всего), либо полный запрет на возврат. Кстати, по словам председателя комитета по культуре ГД Елены Ямпольской, термин «невозвратный билет» аккурат появился в тексте закона в процессе внесения поправок ко второму чтению.
По сути, речь идёт о возврате в старые добрые времена, когда театральный билет можно было вернуть в кассу не позднее чем за три дня до мероприятия с возмещением 50 % стоимости (письмо Минкультуры СССР от 19 июля 1989 года). С той лишь разницей, что теперь процент будут устанавливать сами театры.
Мы далеки от иллюзии, что директора театров и музеев не воспользуются хорошо забытой «новинкой» и не установят процент за возврат билета. На полную отмену возврата учреждения культуры, особенно провинциальные, пойдут вряд ли – как мы уже говорили, залы и без того заполняются не везде и не всегда.
Хотя о том, чтобы на примере авиакомпаний сделать невозвратными лишь часть билетов по более низкой цене, руководители театров наверняка задумаются.
В любом случае, проблема возврата в полном объёме своих кровных, если вы не смогли прийти на спектакль или концерт, встаёт для граждан весьма остро. Особенно если учесть, что по тому же закону реализовывать билеты отныне могут либо сами организации культуры, либо их официальные уполномоченные за вознаграждение не более 10 % от стоимости билета. То есть продажа билета с рук также попадает под действие антиспекулятивного закона.
Понимают это и в комитете по культуре, недаром госпожа Ямпольская в интервью РИА Новости упомянула о «защите простых граждан». По её словам, ко второму чтению были внесены поправки, обязывающие учреждения культуры принимать возврат билетов по их номиналу. Правда, лишь в некоторых исключительных случаях.
Теперь простому зрителю, чтобы гарантированно вернуть деньги за билет на спектакль, который он не смог посетить, надо будет предоставить в кассу театра либо справку о своей болезни, либо свидетельство о смерти родственника. Как говорится, и на том спасибо.
Фото: tbf.su