Северный морской путь: любой ценой
Ни печенеги, ни половцы, ни пандемия, ни бюджетный дефицит и огромная яма в потребительском спросе, ни падение доходов российских домохозяйств и малого бизнеса — ничто из перечисленного не станет преградой для путинской доктрины об освоении Северного морского пути.
Ранее в мае вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Арктику, заявил об отсутствии планов пересматривать загрузку СМП в соответствии с распоряжением главы государства. К 2024 году грузопоток по СМП должен составить минимум 80 миллионов тонн, как и велел Владимир Путин в качестве «майского указа». «Наша задача — сделать СМП глобальной конкурентной транзитной артерией», — сказал Путин в марте 2018 года.
Между тем очень логично было бы предположить, что власти решат повременить с наполеоновскими планами об освоении Арктики и морского пути в Северном Ледовитом океане. На то есть объективные конъюнктурные причины: падение спроса на сырье на мировых рынках. Проблемы и внутри страны: бурение и добыча полезных ископаемых в Заполярье, а затем доставка их по обледенелому пути — крайне капиталоёмкий процесс, который необходимо запускать при благоприятной рыночной конъюнктуре. В данный момент нужной конъюнктуры нет, и в принципе не ясно, насколько глубок и долог будет спад мировой экономики из-за пандемии коронавируса.
«Арктика — это стратегический регион, он имеет глобальное, важное значение для России и развития безопасности. <…> Я не вижу никаких оснований, чтобы была пересмотрена государственная политика», — сказал Трутнев, отвечая на вопрос, могут ли поменяться приоритеты правительства в вопросе развития Арктики из-за кризиса.
В конце апреля другой вице-премьер, Марат Хуснуллин (отвечает в кабинете министров за строительный блок), рассказал о планах ускорить стройку объектов Северного морского пути. По словам вице-премьера, часть мероприятий, запланированных на ближайшие два-три года, можно перенести на 2020 год с перераспределением бюджета.
Власти России намерены брать плату с компаний за перевозку грузов по СМП меньше, чем им обошлась бы перевозка по Суэцкому каналу — это будет элементом конкурентной войны. И это при том, что сейчас перевозка грузов через Арктику обходится более чем на треть дороже, чем через Суэцкий канал.
«Стоимость перевозки должна быть меньше, чем перевозка по Суэцкому каналу, хотя бы на начальном этапе», — сказал в октябре 2019 года замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, добавив, что по такой схеме придётся работать по меньшей мере десять лет.
«Перевозчики привыкнут к инфраструктуре, станут более заинтересованными, тогда мы сможем прекратить покрывать расходы, и путь станет коммерчески выгодным», — добавил вице-премьер.
Россия готова субсидировать расходы перевозчиков из бюджетных средств, чтобы сделать СМП конкурентоспособным на мировом рынке. То есть за конкурентность Северного морского пути заплатят российские же налогоплательщики — в течение десяти лет, пока власти не смогут переманить клиентов.
Тем не менее пока для мировых перевозчиков поставка грузов по СМП — сродни рискованному эксперименту. А грузооборот Суэцкого канала превосходит грузооборот Северного морского пути в тысячи раз.
В 2018 году вдоль берегов России в качестве «пробного шара» прошло судно датской компании Maersk, мирового лидера в морских контейнерных перевозках. У компании возникли проблемы при попытки загрузиться рыбой в порту — необходимой инфраструктуры попросту не оказалось.
Отметим, проект по развитию Северного морского пути оценивается российскими властями в 734 миллиарда рублей и имеет тенденцию к удорожанию. Изначально проект по развитию СМП на период 2019–2024 годов оценивался в 587 миллиардов рублей. Речь идёт о создании инфраструктуры: портов, автомобильных и железнодорожных подъездов к портам и так далее.
Ранее на БАБРе:
Освоение Северного морского пути - авантюра позднего путинизма?
Севморпуть: Путин полагает, глобальное потепление - располагает