Тревожная осень: ипотечный пузырь и просроченные кредиты
В России быстро растет число просроченных кредитов. На этом фоне Правительство продлевает программу льготной ипотеки и ослабляет банковский контроль. Слабоумие и отвага.
Доля кредитов третьей стадии — то есть просроченных на 90 дней и более — достигла своего максимального значение за все время ведения статистики: 12,6 млн. единиц. Это на 12,5% больше аналогичного показателя 2019 года. По оценкам специалистов, к концу года число кредитов третьей стадии вырастет до 13,5 млн. единиц, то есть фактически каждый шестой выданный в РФ кредит станет невозвратным.
А ведь есть и вторая стадия, куда попадают кредиты «с высоким риском невозврата и возникновения просрочки»: их число по состоянию на середину года выросло до 12,4% по юрлицам и до 6,5% по физлицам. Если прибавить к ним третью стадию (данные, опять же, на середину года), то получим, что уже в первом полугодии проблемными и условно-проблемными были 20,7% кредитов корпоративного сектора и не менее 12% розничного. Безусловно, к концу году эти цифры вырастут еще сильнее.
На этом фоне в России продолжает надуваться ипотечный пузырь. Благодаря льготной госипотеке под 6,5% годовых за первые три квартала 2020 года было выдано более 1 млн. ипотечных кредитов на общую сумму 2,7 трлн. рублей. По итогам года ожидается, что объем выдачи ипотечных кредитов достигнет 3,3 трлн. руб. (не менее 1,3–1,4 млн. единиц), что станет еще одним абсолютным рекордом страны. При этом на государственную ипотеку приходится до 90% всех выданных кредитов на приобретение жилья в новостройках.
БАБР уже писал о негативных последствиях этой программы. В частности, цены на квадратный метр в новостройках растут двузначными темпами, что создает заметный дисбаланс на строительном рынке, где нездоровый ажиотаж и жадность начинают превалировать над осторожностью и здравым смыслом: банки зачастую стали предоставлять ипотеку без первоначального взноса и какой бы то ни было проверки финансовой состоятельности клиентов. Все это грозит отложенным кризисом неплатежей, а в более отдаленной перспективе — заморозкой «распроданных» новостроек и банковским кризисом.
В этой ситуации государство ведет себя довольно безответственно: программа льготной потеки продлена на 2021 год, а для банковского сектора сделаны существенные послабления в части резервирования проблемных кредитов. Под эгидой «снижения нагрузки на капитал» банкам позволено до июня 2021 года отложить резервирование по кредитам физлиц, выданным до 31 декабря 2020 года. Для корпоративного сектора срок сдвинут на конец первого квартала 2021 года.
Очевидно, и Правительство Михаила Мишустина, и Центральный банк Эльвиры Набиуллиной вполне умышленно разгоняют программу госипотеки (и кредитования в целом). Скорее всего, таким образом чиновники хотят подстегнуть потребительский спрос, поддержать отдельные сектора экономики и стимулировать инфляцию (что нынче признано благом). Однако все эти рациональные на первый взгляд цели достигаются странными, даже сомнительными средствами. Здесь, впрочем, ничего нового: ведь бюджетный кризис эта «команда технократов» преодолевает схожим образом , то есть повышая налоги и занимаясь скрытой эмиссией рубля.