Новый год от Пилигримов: с надеждой на лучшее
Иркутская область по‑прежнему остаётся одной из немногих российских территорий, где любители театра сидят на голодном пайке, а актёры не имеют возможности встретиться с любимыми зрителями. 24‑25 декабря к давно работающим творческим коллективам Красноярска, Новосибирска и многих других регионов наконец-то присоединились театры Бурятии, и лишь иркутские власти проявляют нерешительность.
Тем не менее культурная жизнь в Иркутске полностью не останавливается. Практически все театры областного центра отрапортовали о завершении работ над новыми постановками, а Театр Пилигримов и вовсе анонсировал онлайн-премьеру музыкальной сказки «Кот в сапогах», которая будет показана на YouTube-канале театра с 25 по 31 декабря.
Примечательно, что все остальные театры свои премьеры «прижали» до лучших времён, не желая рисковать будущей выручкой. Даже Драматический театр отправил новогоднюю сказку в «отстойник», несмотря на то что в условном марте история про «Двенадцать месяцев» будет уже неактуальна.
Таким образом, Театр Пилигримов стал единственным коллективом, который к Новому году покажет интернет‑публике не сборные концерты и записи старых сказок, а полноценную новую работу. Кстати, концерт «для взрослых» от Пилигримов тоже будет – 30 и 31 декабря зрители смогут посмотреть запись праздничного капустника на основе хитов советского кино.
Как тут не вспомнить, что «Кот в сапогах» – уже вторая премьера в нынешнем театральном сезоне от Пилигримов, и что именно этот театр стал единственным в области, который смог в период ограничений организовать показ живого спектакля на зрителя, сыграв в начале сентября премьеру документальной баллады «Милосердие под запретом» под открытым небом во внутреннем дворе театра.
Помня эту громкую постановку, которую Пилигримы посвятили 75‑летию Победы, было крайне удивительно прочитать в сообщении Министерства культуры и архивов Иркутской области, что
«единственным театром Иркутска, который смог осуществить непосредственную работу со зрителями в условиях борьбы с пандемией, стал «Аистёнок».
Господа чиновники с улицы Седова, вы там чего? Конечно, прогулки по острову Конный в наушниках под «Движение стихий» – проект интересный и заслуживающий высокой оценки. Конечно, Андрей Стрельцов не сравним по своим личным связям с Людмилой Ваховской. Конечно, вы увлечены желанием объединить Театр Пилигримов с Музыкальным театром. Но вести себя так, как будто Пилигримов уже не существует и у них не было никаких премьер, – некрасиво и непорядочно.
Можно лишь догадываться, что испытали директор театра, художественный руководитель и постановщики, приложившие немалые усилия для того, чтобы их спектакль был показан именно на зрителя, после того как они прочитали пресс‑релиз своего учредителя.
Кстати, об оптимизации. Вопрос с присоединением (читай – ликвидацией) Пилигримов к Музыкальному театру по‑прежнему висит в воздухе.
15 декабря пресс-служба Театра Пилигримов опубликовала открытое письмо губернатору Иркутской области и председателю Союза театральных деятелей России, в котором напомнила о сложившейся ситуации и своих обращениях, направленных этим адресатам ещё 18 ноября, но пока оставшихся без ответа.
Подробнее о ситуации вокруг Театра Пилигримов читайте в публикациях Бабра:
Театр Пилигримов имени Загурского, или Оптимизация по дячуковски
Тем временем вдова основателя театра Римма Соколова продолжает распространять в СМИ и соцсетях нелепые слухи о махинациях руководства Пилигримов с государственным заданием, «грязных» письмах в Министерство культуры, проплаченных против неё статей и денежном интересе пилигримовцев к бюджету области. Забавно, что все эти моменты прекрасно знакомы бывшему завлиту театра Соколовой, поскольку озвучиваются исходя из собственного богатого опыта махинаций с числом сыгранных спектаклей, клеветнических писем и заказных публикаций, а главное, стремления не потерять бюджетное финансирование своего существования.
Появилась в словах Соколовой и новая «фишка». Теперь она грозится отозвать своё согласие на присвоение театру Пилигримов имени мужа и «забрать из театра все его ноты».
Ну хорошо. Не будет в театре звучать музыка Соколова, не будет театр носить его имя. Если не изменится решение регионального министерства, не будет и самого театра. Кому от этого станет легче? Объединение с Музыкальным театром и запрет публичного использования имени и творческого наследия Соколова приведёт лишь к полному забвению «чёрного маэстро». Однако его вдова в своём зашоре готова пойти даже на это.
Заявление Соколовой по поводу авторских прав на ноты мужа по просьбе Бабра прокомментировала режиссёр театра Пилигримов Анна Агапитова:
Наследие любого автора защищено законом для того, чтобы его наследники имели возможность получать положенные доходы от исполнения произведений. Это правильно и честно, интеллектуальный труд ничем не отличается от любого другого. Про это можно долго говорить, но думаю, что и так всё очевидно.
Однако я никогда не могла понять, как могут наследники запрещать исполнение произведений. Да, это тоже законно, но почему решение принимает человек, который этого не писал, не страдал и не проводил бессонных ночей. А в нашем случае – решает, налетев на свои же грабли, в силу личных мотивов, не имеющих отношения к искусству.
Впрочем, это было ожидаемо, этого мы и боялись. Потому и молчали полтора года, пока велась эта возня. И пришли к тому, что сейчас происходит. У меня только одна надежда, что данные намерения откроют глаза людям.
Пилигримы живут надеждой и продолжают делать своё дело, несмотря на тревожную и невесёлую обстановку вокруг театра. Что ещё раз наглядно демонстрирует, на чьей стороне добро, правда и профессионализм.
Кстати, в новогоднем анонсе онлайн-мероприятий Министерство культуры про спектакли и концерты Пилигримов не забыло. Хороший знак? Или стремление поставить побольше галочек? Надеемся на первое. С наступающим!