Лучше поздно, чем никогда: нефтяное озеро в Улан-Удэ ликвидируют по решению суда
История с ликвидацией фенольного озера в Улан-Удэ уже много лет мозолит глаза и грозит экологической катастрофой. И давно ведь решено, что очищать надо, но заминка произошла позже – когда решали кто будет этим заниматься. Никто не хочет быть крайним и убирать за другими, правда же? Но наконец Верховный суд Республики Бурятия поставил точку в этой неприятной и чрезмерно затянувшейся истории.
Начнëм сначала. Откуда озеро взялось?
В 1932 году был построен Локомотивовагоноремонтный завод (ЛВРЗ), сразу после этого для нужд завода появилась газогенераторная станция. При сгорании угля на станции образовывались смоляные фенольные отделения, которые смешивались с холодной водой. Во время проведения экспертизы в озере также была найдена каменноугольная смола и другие отходы. Эта смесь и стала предметом споров последних лет. В народе называют это образование фенольным или нефтяным озером.
Фенол – токсичное органическое соединение II класса опасности.
Первые 20 лет ядовитая смесь сливалась в реку Уда, которая впадает в Байкал. Фактически имело место серьезное загрязнение великого озера, но в те годы об экологии не думали совсем. В 50-е годы техническую воду начали свозить на близлежащий полигон в посёлке Стеклозавод, а позже на полигон в районе Кирзавода.
С 1987 года по 2005 год отходы сливались в черте города, на территории ЛВРЗ и в итоге превратились в ныне известное фенольное озеро. О масштабах этого озера мы можем только догадываться, ведь 80 лет работы ЛВРЗ оставили серьезный след. По самым скромным подсчётам под землёй залегли 18 тонн нефтяной жидкости.
Первая инстанция
Восточно-Байкальского межрайонный природоохранный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд Улан-Удэ. Тот постановил признать незаконным бездействие Минприроды Бурятии, поскольку министерство не приняло меры по ликвидации фенольного озера. Министерство обязали организовать установление параметров этого озера, определить механизм её ликвидации и предотвратить дальнейшее загрязнения Селенги нефтепродуктами.
Апелляционная инстанция
Минприроды, как и следовало ожидать, не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляцию. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Бурятии в ноябре 2019 года решение райсуда изменило. Объяснили решение так: «Поскольку предложенный прокурором способ устранения допущенного нарушения не предусмотрен законом или иным нормативным правовым актом, обязательным для исполнения». Прокатило чисто на формальности.
В итоге бездействие министерства все же признали незаконным. Напомним, Минприроды не выполнило федеральную целевую программу по утилизации. Апелляция решила обязать министерство в срок до 31 декабря 2020 года все же исполнить программу.
Кассационная инстанция
На этом всё не закончилось. В марте 2020 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово вышеупомянутые судебные акты вовсе отменил. По делу приняли новое решение – об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Далее. 25 декабря 2020 года Верховный суд Российской Федерации определение Восьмого кассационного суда отменил Дело было направлено в тот же суд на новое рассмотрение. Надеюсь, вы ещё не запутались. Но к счастью, это конец истории.
Потому что при повторном рассмотрении 3 февраля 2021 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил без рассмотрения апелляционное определение Верховного суда Бурятии от 20 ноября 2019 года.
От чего ушли, к тому и пришли
Спустя год разборок в суде, последний все же обязал Минприроды Бурятии ликвидировать злополучное озеро на федеральные деньги.
На этот раз министерство должно подойти к вопросу более ответственно, поскольку предыдущие попытки были откровенно слабые. К примеру, в 2019 году прокуратура доказала, что министерство потратило 172 миллиона целевых денег на ликвидацию фенольного озера фактически впустую. Работа велась без научных обоснований и, как мы видим, не привела к ликвидации. А может и работ никаких не было, просто бюджет распилили.
Бабр следит за развитием событий.
Ранее Бабр писал: