Дорожные планы Прибайкалья: треп Гординой vs прагматизм Росавтодора
Как известно, в России две беды. Для Сибири эта поговорка еще актуальней, ведь с дорогами у нас хуже, чем за Уралом, а количество дураков от этого как-то не спешит уменьшаться.
А еще в Сибири нагляден контраст между региональными и федеральными дорожными проектами. Первые почти в 100% случаях затягиваются, имеют проблемы с финансированием и сопровождаются шлейфом коррупционных скандалов (типичный пример — реконструкция Байкальского тракта), зато вторые как правило выполняются в срок (хоть и по раздутым сметам), а к их реализации привлекают строго очерченный пул из проверенных придворных подрядчиков.
В жесткой вертикальной конструкции авторитарного государства деньги есть только у Центра, и поэтому дороги строит тоже исключительно Центр — с привлечением «своих» людей, но на общие деньги. С – справедливость. В результате, более-менее приличное состояние имеют лишь те дороги, которым положен федеральный статус или же персональный интерес Кремля (дорога в Красную поляну, трасса Москва-Санкт-Петербург и т.п.). Остальное финансируется по остаточному принципу, или не финансируется вовсе, особенно когда у Центра начинаются перебои с деньгами (типичный пример — мост через Лену в Якутске, замороженный из-за крымских хотелок).
Региональные чиновники дорожной сферы заняты тем, что примазываются к уже строящимся федеральным объектам, или же пускаются в неуемное прожектерство, имеющее предельно мало общего с реальностью. Взять хотя бы Юлию Гордину, которая в свое время паразитировала на дорожной тематике в мэрии Иркутска, а затем притулилась в областную «Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог», где занимается именно тем, о чем сказано выше — бессмысленным прожектерством.
Так, г-жа Гордина с апломбом, достойным лучшего применения, заявила, что строительство Южного обхода Иркутска (да-да, того самого ) предусматривает возведение моста-дублера Иркутской ГЭС в створе улицы 30-Дивизии на правом берегу Ангары и Кузьмихинской развязки на левом. Конкретики в этом ноль, зато как звучит! Мост-дублер. И смех здесь не только в том, что такого проекта нет даже в отдаленных планах, но и в том, что упомянутый мост не так давно загадочным образом исчез из Генплана Иркутска — документа, который находился под неусыпным контролем все той же г-жи Гординой, в бытность ее начальником управления транспорта комитета городского обустройства мэрии Иркутска. Чудеса да и только.
А еще Юлия Гордина считает, что строительство Западного обхода Иркутска (то есть еще одной мифической дороги, на которую нет ни денег, ни смет) будет сопровождаться возведением второго моста через Иркут. Ну да, уже раскатали губу.
На фоне этого досужего трепа планы структур Росавтодора относительно дорог Прибайкалья выглядят образцом прагматизма и конкретики. БАБР редко хватил федеральные власти, однако необходимо признать, что за последние несколько лет в этом наплавлении действительно сделано немало. Реконструирован перевал Тещин язык, обновлены и приведены в нормативное состояние многие аварийные участки — теперь дорога от Улан-Удэ до Иркутска и Красноярска напоминает именно что дорогу, а не фронтовую колею для бортовых Камазов.
Теперь о планах. Они, как и было сказано, весьма конкретны. Продолжается строительство обхода села Тюлюшка с возведением виадука через Транссиб, сдача дороги — 2022 год. Медленно, но верно реализовывается масштабный проект обхода Усолья-Сибирского. 43-километровый участок четырехголосной трассы с пятью мостами и шестью развязками должны сдать в 2024 году. Начато строительство обхода сел Чистые ключи и Моты в Шелеховском районе — последнего по-настоящему опасного и проблемного участка перевала Култук. Срок сдачи: 2024 год. Кроме того, в ближайшие два года будет реконструирован участок перевала в районе деревни Ангасолка, федеральную трассу в этом месте расширят и сделают более безопасной.
БАБР следит за развитием событий.