ЕГЭ для президента
Российские учителя пытаются остановить эксперимент с ЕГЭ и не дать ему перерасти в единственный и повсеместный способ проверки знаний выпускников школ и абитуриентов вузов. О росте коррупции в вузах в связи с введением ЕГЭ учителя решили писать Владимиру Путину.
В среду Совет директоров школ России совместно с родительской общественной организацией «Родительская забота» и общественным движением «Образование для всех» обсудили проблемы единого государственного экзамена. Выяснилось, что против введения ЕГЭ как всеобщей универсальной технологии оценки знаний выпускников школы вкупе с вступительным экзаменом в вуз возражают и родители, и учителя, и школьники.
«Тесты ЕГЭ приведут к разрушению системы знаний», – предрек всемирно известный педагог Шалва Амонашвили. ЕГЭ в нынешнем виде, дополнил председатель совета Яков Трубовской, чреват самыми негативными последствиями не только для школы, но и для вузов. По его словам, школа уже начинает натаскивать учеников на ответы в тестовых заданиях, а в результате дети теряют навыки речи.
Работники школ заявляют, что именно для вузов ЕГЭ оборачивается всплеском коррупции, не сопоставимой по масштабам с нынешней.
«Коррупция не в школе, а в вузах!» – заявили учителя. Недаром в последнее время руководство вузов стало меньше сопротивляться введению ЕГЭ, отметил Трубовской: на их сайтах начали появляться объявления, вроде «Занятия с нашими репетиторами по подготовке к ЕГЭ – с каждым учеником отдельно и по индивидуальной программе». А во многих вузах за дополнительную плату стали готовить и школьных учителей для натаскивания на ЕГЭ, рассказали участники «круглого стола». «Движение высказывается категорически против ЕГЭ. Но нас не слышат или не хотят услышать», – констатировал Яков Трубовской.
По мнению экспертов-методистов, единого для всех экзамена не может быть в принципе. Наряду с «продвинутыми», «элитарными» лицеями и гимназиями есть обыкновенные школы, не говоря о школах для детей с отклонениями в умственном развитии и с девиантным поведением, в связи с чем единый экзамен невозможен.
По словам методиста Юго-Западного округа Москвы Аллы Перельман, в округе порядка 500 учителей, и ни один из них не считает повсеместное введение ЕГЭ положительным шагом. Прежде всего, подчеркнула «Газете.Ru» Алла Перельман, потому что тестовая форма проверки знаний подходит далеко не всем подросткам. «До четверти от общего количества детей, включая самых талантливых, в силу возрастных психологических особенностей в принципе не способны отвечать на экзаменационные вопросы в форме теста», – подчеркнула она. Да и сами тесты – КИМы (контрольно-измерительные материалы) – до сих пор остаются непроработанными. По словам Аллы Перельман, проверившей в качестве эксперта по ЕГЭ Минобрнауки порядка 1,2 тыс. тестовых заданий по обществознанию, они не выдерживает никакой критики.
«Во многих содержится путаница в терминах, в другие включены неверно сформулированные вопросы, в третьих и вовсе нет правильных ответов»,– отметила Алла Перельман.
Более того, подчеркивают учителя. Не все предметы можно «запихнуть» в тестовую форму: не подлежат тестированию философия, литература, история. Подлежит условно обществознание, считают они. «Делать систему ЕГЭ единой для всей страны, да еще по всем предметам, да еще как выпускной и вступительный экзамены одновременно – нонсенс!» – выразил общее мнение директор Рощинской школы Самарской области Николай Лыков.
Не нравится ЕГЭ и школьникам, рассказал участникам «круглого стола» 11-классник московской негосударственной школы «Планета» Игорь Псарев.
«Это не экзамен, а вопрос попадания. ЕГЭ – игра в наперстки, которую мы всегда проигрываем»,– заявил школьник, подчеркнув, что его мнение разделяют все его одноклассники.
Аналогичные результаты получила и директор московской школы им. Макаренко Валентина Николаева, проанкетировавшая два 11-х класса на предмет отношения к ЕГЭ. Ни один подросток, рассказала она «Газете.Ru», не ответил, что считает ЕГЭ положительным фактором. «Дети пишут, что ни они, ни школа не готовы к повсеместному введению ЕГЭ; что в разных вузах школьные «пятерки» «весят» по разному – от 70 до 90 баллов; что коррупции вокруг ЕГЭ больше, чем раньше», – рассказала она. «Правительство бросает нас в пучину. Вот бы провести этот «гениальный» эксперимент не с нами, а с Минобрнауки», – процитировала она чей-то ответ.
Соображения участников «круглого стола» вылились в резолюцию Совета директоров школ с рекомендацией Госдуме не принимать закона о ЕГЭ во втором чтении, а Минобрнауки – разобраться наконец с ситуацией, сложившейся вокруг ЕГЭ. На всякий случай учителя решили написать и главе Совета федерации Сергею Миронову – чтобы в случае принятия закона Думой заблокировать его на уровне верхней палаты. «Давайте напишем тоже президенту Путину», – предложила от имени родителей председатель движения «Родительская забота» Клара Мансурова. «Да разве ж ему это письмо покажут!?» – крикнули из зала.