Совет Федерации изменил правила проведения референдумов
Совет Федерации одобрил в среду изменения в конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».
4 апреля Государственная Дума приняла законопроект, в соответствии с которым запрещается выносить на всенародное обсуждение ряд вопросов, относящихся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева полагает, что измененный законопроект отнимает одно из важнейших конституционных прав граждан:
«По Конституции, народ - единственный носитель власти Российской Федерации, и основной упор участия народа во власти - это справедливые выборы, честные выборы и референдум. Насчет честности наших выборов я говорить не буду, от наших выборов остались рожки да ножки. На самом деле уже давно властные структуры решают, какими будут результаты выборов, а не электорат, избиратели. Но референдум нам все-таки еще оставался. Хотя условия референдума делали почти невозможной его организацию для негосударственных организаций, но все-таки такое право при большом желании у нас оставалось, мы могли его использовать. Этот закон нас этого права лишает, потому что если референдумы нельзя устраивать по тем проблемам, которые относятся к компетенции федеральных властей, то, собственно, о чем можно говорить в референдуме? О цвете платьев, которые наши дамы будут носить летом? Любой мало-мальски серьезный, касающийся всего российского народа вопрос находится в компетенции федеральных властей».
А вот руководитель независимой общественной организации «Центр политической информации» Алексей Мухин считает, что власть сознательно и обоснованно сооружает защитные редуты:
«Данный законопроект явно направлен на создание новых защитных механизмов для органов власти со стороны различных социальных групп в период обострения, недовольства.
Политическая практика в последнее время складывается таким образом, что народ довольно охотно делегирует своему главе полномочия решать за себя основные, ключевые политические, экономические вопросы. И такая политическая апатия со стороны гражданского общества на территории России вполне оправданна и оправданна такой видимой экономической стабильностью, которой удалось достичь за восемь лет правления Владимира Путина».