Сдавайся, кто может
Двоечника, купившего беспроводной наушник, обезвредит препод вуза, раскошелившегося на «глушилку».
«Электронные шпаргалки — еще один аргумент против ЕГЭ», — считает Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова. Когда абитуриент говорит с преподавателем с глазу на глаз, никакой наушник, даже «самая маленькая из существующих гарнитур», не спасет.
ЕГЭ, придуманный, чтобы исключить личностный фактор ради объективности в оценке знаний ученика, привел к абсурдным последствиям: сегодня интернет забит предложением электронных шпаргалок — развился целый рынок новых потребительских товаров.
Поработали и серьезные фирмы (Nokia предлагает Bluetooth весом 9 грамм), и Кулибины века электроники. Например, студенты факультета прикладной математики Новосибирского государственного технического университета создали программу, которая легко переводит учебники в нужный для телефонного браузера вид. На входе файлы форматов doc, txt, rtf , а на выходе — html. Несколькими курсами уже проверено.
В интернете же выложены шпаргалки по курсам «Уравнения математической физики», «Операционные системы и сетевые технологии» и т.д. — один клик на телефоне, и вместо текста, который читает студент, высвечивается текущее время.
Другая заинтересованная сторона — те, кто принимает экзамены, — пытается отвечать на вызовы, создавая «чистые зоны», устанавливая дорогую технику, которая не позволяет в аудитории воспользоваться электронными устройствами. В печати были сообщения, что МГУ потратил на глушилки 2 млн долларов. Получить комментарий из первых рук нам пока не удалось: в пресс-службе потребовали официального запроса.
В здании Омского технического государственного университета тоже установлены глушилки радиосигналов. В советское время этот аппарат использовался против вражеских радиоголосов. Зато пейджинговая компания в Улан-Удэ предлагает получать ответы на экзаменационные билеты прямо на пейджер. Услуга — 300 рублей. Объем этой шпаргалки: 30 ответов (по 640 символов в каждом).
Иногда в борьбу экзаменаторов с экзаменуемыми вмешиваются и высшие силы. Студент физфака Воронежского университета сконструировал устройство сначала для себя, потом стал сдавать напрокат, а потом выполнил на продажу. При передаче второго радиомикрофона его задержали сотрудники ФСБ. Был обыск и изъятие всей аппаратуры. Эксперт ФСБ оценил эти поделки как средство для шпионажа: статья 138, часть 3 УК «Незаконное производство, сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации».
Театр военных действий открывает занавес: у студентов началась сессия. ЕГЭ по стране уже идет, в Москве — русский — 29 мая, математика — 2 июня. «Новая» вернется к сводками с фронтов в ближайших номерах.
Экзамен — гонка вооружений
Помните классический эпизод из «Операции Ы», где студент изобрел радиопередатчик для связи с товарищами во время экзаменов? Он вынужден был маскировать микрофон цветочком в петлице, а наушники — повязкой вокруг головы, но могу засвидетельствовать: если бы такое устройство было действительно выполнено в те годы, когда даже бытовые приемники были размером с небольшой кейс, то студента стоило бы представить к Красному диплому.
А сейчас и изобретать ничего не надо: например, отечественное ООО «В…К» (печатать рекламу которого считаем излишне) выпускает восхитительное устройство, представляющее собой по сути обычную беспроводную гарнитуру к мобильному телефону. Соль заключается в микронаушнике, который вставляется в ухо так, что он совершенно незаметен снаружи. Чувствительный микрофон с bluetooth-передатчиком при этом надевается на шею как кулон и прячется под одеждой, сообщая «группе поддержки» все, что происходит вокруг пользователя. Разумеется, в пределах досягаемости должен быть включенный мобильный телефон, но совершенно необязательно — в кармане студента: можно оставить его в сумке, у товарища за дверью или даже спокойно сдать, лишь бы мобильник оказался не далее, чем за 10 метров от гарнитуры.
Устройство недешевое — комплект в разных вариантах стоит от почти 6 до 11 с лишним тыс. руб., но чем не пожертвуешь ради заветной отметки в зачетной книжке. Вообще-то эти типично шпионские устройства годятся далеко не только на экзаменах, особенно они удобны, например, в кабинете чиновника или члена приемной комиссии при вымогательстве взятки.
Только не стоит забывать: то же самое ООО выпускает и обнаруживатель подобных штучек под названием Bug Detector. Экзаменаторам, видимо, остается обзавестись таким детектором: не проверять же, насколько качественно студенты моют уши перед сдачей.
Юрий Ревич,
обозреватель «Новой»
Эксперимент на себе
Чтобы протестировать новое оружие для борьбы с экзаменаторами, мы купили супермикронаушник и провели полевые испытания в редакции. Вот как это работает. Участников двое. Один — «студент», другой — «помощник». Перед началом эксперимента (экзамена) нужен контрольный звонок от помощника на телефон студента, чтобы в нужный момент вызвать его одним нажатием кнопки Bluetooth — он на шнурочке висит под кофточкой (рубашкой) на груди. Затем абитуриент отключает на своем мобильнике звук и вибрацию и бесстрашно оставляет его на столе преподавателя или даже за дверью аудитории — как потребуют.
В ходе эксперимента мы меняли расстояние от беспроводного наушника и Bluetooth до мобильного телефона. Результат таков: до 10 метров — отличная слышимость, 15 — с помехами, 20 — связь пропадает. И одна, и две стены в редакции оказались проницаемы, но стены бывают разные, так что лучше телефон оставить на себе. А ваш помощник может находиться, где угодно — как при любом разговоре по телефону.
Когда требуется, нажимаем кнопочку на Bluetooth, что под кофточкой-сорочкой, и связываемся с номером последнего вызова. Правда, если нужно задать какие-то вопросы — придется выйти в туалет.
Эксперимент показал, что Bluetooth надо включить заранее, потому что при активации устройства загорается лампочка, что может углядеть преподаватель даже через футболку (это явная конструктивная недоработка). В остальном — действует безупречно, если, конечно, в вузе не установлены сканеры и глушилки.
Комментарии
Григорий Канторович, проректор Высшей школы экономики, заместитель председателя приемной комиссии:
— Вузу нужен лучший студент, поэтому есть прямой интерес бороться со списыванием всех видов — несколько лет назад мы купили глушилки. 10 локальных установок. Стоило это тогда 8 тысяч долларов. Есть, конечно, неясности с законодательством, но в условиях ЕГЭ — это неминуемо, правда, экзамен длинный, дети выходят в туалет, значит, надо ставить глушилки и в туалете, и по дороге. Используем их и в студенческую сессию.
Трудность в том, что рынок электронных шпаргалок развивается — все время добавляются частоты. Мы проверяли свои установки со всеми ведущими операторами связи и убедились, что пока работает. Но теперь новая проблема — GPRS — пока еще не проверяли. В этом году, видимо, будем докупать технику.
Владимир Михайлов, начальник отдела организации приема студентов Российского университета дружбы народов:
— Приносят какие-то устройства на приемные экзамены многие. Приходят с длинной стрижкой, с наушниками, с коммуникаторами. Мы всех абитуриентов перед экзаменом предупреждаем: если кто-то будет замечен с каким-то устройством или со шпаргалкой любого вида, — удалим с экзамена. Все электронные средства связи — мобильные телефоны, пейджеры- — просим оставить. Глушилок нет — стоят дорого, а техника развивается очень быстро: менять пришлось бы слишком часто.
Подготовили
Катя Колобкова-Крупчатникова,
Дмитрий Капущак,
Виктория Мацынина,
Людмила Рыбина