Дело Ходорковского. Дополнительный тираж
Генеральная прокуратура творчески переработала прежнее обвинительное заключение по делу ЮКОСа.
Михаила Ходорковского и Платона Лебедева повторно обвинили в присвоении нефти, добытой ЮКОСом за шесть лет, и легализации выручки от ее продажи.
В феврале 2007 года Генеральная прокуратура обвинила Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в нарушении статей УК «Присвоение или растрата» и «Легализация (отмывание) денежных средств в особо крупном размере». Якобы Ходорковский и Лебедев похитили примерно 350 миллионов тонн нефти (все, добытое ЮКОСом в период с 1998 по 2004 год), а выручку от ее продажи (487 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов) «отмыли» и присвоили.
С тех пор совладельцы ЮКОСа знакомились с материалами своего второго уголовного дела (первое в 2005 году закончилось восемью годами лишения свободы). На днях прокуратура прервала чтение, чтобы переформулировать претензии. 30 июня следователи предъявили Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву постановления о привлечении их в качестве обвиняемых. Правда, в чем новизна, ни Ходорковский с Лебедевым, ни их адвокаты не поняли: текст почти полностью повторяет прошлогодний, и суть 145-страничного документа (у Лебедева — 148 листов, но адвокаты пока затрудняются сказать, откуда эта разница) осталась прежней.
Согласно обвинительному заключению, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев после мошенничества в 1994—1996 годах с акциями «Апатита» не остановились на достигнутом, а похитили и присвоили (путем сложных манипуляций с зарубежными офшорами) 38% принадлежащих государству акций Восточной нефтяной компании. Потом дело дошло до нефти: Ходорковский и Лебедев якобы инициировали заключение договоров между ЮКОСом и его дочерними добывающими предприятиями. Эти договоры позволили топ-менеджменту ЮКОСа похищать продукцию, а затем продавать ее вдвое и даже вчетверо дороже (деньги отмывали через офшоры).
Адвокаты Ходорковского и Лебедева усмотрели причину предъявления новых обвинений в желании следователей «потянуть время в расчете на получение новых указаний и подтверждения поддержки сверху». Причина неуверенности прокуратуры заключается, по мнению защиты, в «изменениях, произошедших в высших эшелонах власти».
Защитник Михаила Ходорковского Вадим Клювгант рассказал также, что он не вполне понимает, как дальше будут развиваться события, но заявил, что процесс по делу Ходорковского и Лебедева должен пройти в Москве, а не в Чите: «В соответствии с принципом территориальной подсудности, закрепленным законом, это дело должен рассматривать столичный суд, поскольку все инкриминируемые эпизоды произошли в Москве или за рубежом». Адвокат Платона Лебедева Елена Липцер рассказала, что в настоящее время ее подзащитный готовится подать надзорную жалобу в Верховный суд по первому приговору в связи с июньским решением Европейского суда (Страсбург признал, что права Лебедева в ходе следствия были нарушены).