Критиковать ЕГЭ не рекомендуется
В России пройдут акции за отмену ЕГЭ.
24-26 апреля в России пройдут акции протеста против обязательного единого государственного экзамена. Их организаторы намереваются добиться отмены ЕГЭ уже в этом году. Однако общероссийская акция не станет такой массовой, как хотелось бы ее инициаторам - активистам гражданской инициативы против введения единого государственного экзамена. Почему?
Активист гражданской инициативы против введения ЕГЭ Александр Лехтман рассказал Радио Свобода, что в некоторых городах, в частности, в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске, спецслужбы вызывали "на собеседование" организаторов акции. В результате здесь были вынуждены отказаться от выступлений против проводимой властями реформы образования. Похожая ситуация складывалась и в Москве: планировалось, что митинг пройдет в Новопушкинском сквере, однако чиновники отказались согласовать его проведение. Чуть позже московские власти все-таки дали согласие, но уже на пикет, и в Новопушкинском сквере, а на Чистопрудном бульваре. Пикет пройдет в воскресенье, 26 апреля.
Если отбросить проблемы несовершенства методики новой системы, на которую ссылаются оппоненты ЕГЭ, надо в принципе подумать о том, что делать со вступительными экзаменами в вузы, говорит редактор междисциплинарного журнала "Логос", социолог Александр Бибков:
- Выбор вуза основывается на принципе конкурса и экономических ресурсов семьи. Одним из ключевых, определяющих параметров для мужской части населения является фактор армии. Давайте подумаем в рамках этой кампании: не является ли сам вступительный экзамен, который исторически служит атрибутом некого специализированного образования, предоставляющего элитный путь в государственную администрацию, в высшие интеллектуальные слои или в такие специальные ремесла, как медицина, тем источником коррупции и серьезных проблем функционирования образовательной системы, отмены которого можно добиваться?
О минусах ЕГЭ говорят и учителя, и сами выпускники. Вот что, например, мнение ученицы десятого класса московской школы №1415 Анны Волчковой:
- Всю школьную жизнь меня на уроках истории учили анализировать события, учитель всегда говорил: "Даты не запоминай, запоминай анализ". Теперь я должна вызубрить список дат и сдать его. Что такое текст? Это некие вопросы, на которые даны уже запрограммированные варианты ответов. И мои друзья, которые ходят на подготовительные курсы, да и я сама не видели вузовских преподавателей, которые были бы за эту систему.
Однако среди сторонников введения единого государственного экзамена не только министерские чиновники. За него выступает и немало педагогов. К примеру, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета Ольга Шиян считает, что новую форму сдачи экзаменов надо не отменять, а улучшать:
- Единый государственный экзамен - это попытка ввести систему внешнего оценивания. Конечно, система внешнего оценивания просто необходима, она является гораздо более объективной, чем традиционные экзамены в каждой школе. Это понятно каждому человеку, кто хотя бы раз сталкивался с ними на своем опыте. Чтобы у нас была какая-то объективная картина, чтобы итоги, с которыми ребенок подходит к концу школы, были просто сопоставимыми и измерялись по какой-то единой шкале. Сам инструмент, который применяется для единого госэкзамена, пока еще несовершенен. Но это не повод его отменять. Это необходимость его совершенствовать.
Акции протеста против введения обязательной сдачи единого государственного экзамена - лишь начало общероссийской кампании против ошибок реформы российского образования, убежден директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
- Возникла ситуация, когда ЕГЭ оказался своего рода центром, вокруг которого или на примере которого выявились почти все противоречия, проблемы и трудности образовательного процесса. И, прежде всего, конечно, несостоятельность проводимой образовательной реформы. В связи с переходом к обязательному ЕГЭ впервые за все время существования современного российского образования у нас фактически отменена общая обязательная аттестация. И общую картину знаний ученика, по существу, мы уже просто не получаем. Для того, чтобы правильно сдать ЕГЭ, нужно забыть все, чему учили в школе на протяжении предыдущих 10 лет, потому что это совершенно другая методика. Понятно, что все это происходит параллельно с коммерциализацией высшей школы и с тем, что элита все больше и больше учится за границей.
По словам Бориса Кагарлицкого, с каждым годом число противников ЕГЭ растет. По его данным, сегодня таковых более 60 процентов, 20 - "за", и еще 20 процентов респондентов не определились с выбором. В прошлом году, когда ЕГЭ считался еще экспериментом, министерство образования получило множество жалоб по его результатам. Чтобы избежать неприятностей подобного рода, в этом году власти выстроили целую систему бюрократических ловушек, утверждает Борис Кагарлицкий:
- Линия министерства сейчас такова: вообще не принимать жалобы к рассмотрению. В свою очередь, специалисты журнала "Скепсис" договорились подготовить рекомендации, инструкции, которые помогут детям и их родителям обойти подобного рода ловушки и все-таки подавать жалобы.