Стул, хромающий на четыре ноги
В 19 регионах началось изучение дисциплин духовно-нравственного блока.
Однако всерьез рассчитывать, что один, пусть даже экстренно введенный, курс сделает ребенка нравственным, смешно. Эксперты убеждены: без совместных усилий школы, семьи и государства затея окажется мертворожденной.
По новому государственному образовательному стандарту воспитание важнее обучения. Именно воспитание является главной целью образования и в конечном итоге определяет содержание учебных программ. Оно же превращает учителя из "урокодателя в воспитателя гражданина России", — подчеркнул на слушаниях в Госдуме один из разработчиков стандарта и созданной на его основе концепции духовно-нравственного воспитания генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. Но это в теории. На практике одна школа решить проблему воспитания не может, предупредил он. Потому-то в новый стандарт и заложена согласованная позиция семьи, государства и системы образования. Вот с этим-то, как показали слушания, у нас большие проблемы.
Каков стол, таков и стул
По образному выражению директора одной из школ Ямало-Ненецкого округа Тамары Поляковой, "воспитание — стул на четырех ножках: родители, ребенок, школа, государство". И все они, по словам педагога, хромают. Семья, где на 100 браков сейчас приходится 80 разводов, в воспитатели не годится, что подтверждают серьезные психологические проблемы нынешних детей — "непримиримость друг к другу и неумение договариваться". Не лучше и состояние общества в целом. "По негативным явлениям в обществе, — отметил глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин, — Россия, к сожалению, часто лидирует. А дети находятся в кругу пороков взрослых: отсюда и 115 тысяч наших беспризорных".
У школы свои проблемы, главная из которых сейчас — качество подготовки "урокодателей": "Система педагогического образования — самое больное место системы высшего образования России", — констатировал Кондаков. Государство же, нацеливая школу на подъем духовности учащихся, не оказывает ей ни финансовой, ни правовой поддержки.
Взять хотя бы тот же блок духовно-нравственного воспитания. Вводимые в пилотном режиме с 1 апреля курсы для 4-х классов — лишь часть общей большой работы, в том числе внеучебной. Между тем средств на духовно-нравственное воспитание помимо уроков в образовательных учреждениях нет, напомнила участникам думских слушаний Анна Степанова из петербургского Фонда поддержки образования.
Сделай сам!
Правда, некоторые меры "усовершенствования" воспитательной работы государство все же рассматривает. Но такие, чтобы обойтись малой кровью: без изменения законодательства и уж тем более без дополнительных затрат. А в итоге ничего принципиального предложить не может: дальше идей "открыть в каждой школе свой музей" или возродить издание на манер покойной "Семьи и школы" дело не идет.
Многие дельные предложения прозвучали прямо на думских слушаниях. Например, изыскать средства, недостающие школе, у бизнеса. А взамен предоставить инвесторам налоговые льготы. Причем не только за поддержку инновационного развития, как предлагает Минобрнауки, но и за вложения в духовно-нравственное воспитание детей. Само же образовательное сообщество хочет получить право на создание при школах культурно-образовательных центров опережающего развития в виде саморегулируемых организаций. Для этого, правда, придется скорректировать закон: распространить это право на некоммерческие организации. Но дело, по словам "образованцев", того стоит: школы станут центром взаимодействия бизнеса, семьи и школы на основе духовно-нравственных ценностей.
Реальная господдержка
Самые интересные, правда, и самые затратные для государства предложения поступили от членов юношеской "большой восьмерки". Развивать детей и подростков на государственном уровне предлагается через сеть центров талантливой молодежи, которые на муниципальном уровне должны открыться повсеместно. Сюда должна стекаться вся информация о талантах из школ. Здесь же должны открыться кружки трех видов: по школьным дисциплинам, по предметам, которые в школах не изучают (например, журналистика), и спортивные. Здесь же будут проводиться олимпиады для школьников, создаваться биржи труда для старшеклассников (в тандеме с компаниями, которые ищут талантливые кадры), а также работать бесплатные лектории для родителей.
В школах предлагается ввести факультативы коммуникативной культуры, а на классных часах — обсуждать книги и фильмы.
Конечно, многие предложения — страшный сон Минфина. Но придется выбирать: экономия или духовно-нравственное воспитание детей. "Я не пессимист, а реалист. Но о каких программах мы говорим, если у нас нет денег?! Религиоведческие дисциплины в школах — следствие беспомощности государства: у нас, дескать, не получилось — пусть церковь попробует. Между тем в России начинают употреблять пиво с 11—12 лет. Молодежь уходит в виртуальный мир. Патриотизм для нее — пьяные крики фанатов. Реальные же спортивные достижения все хуже: спортшколы оставили на муниципальном уровне, где средств на их поддержание нет", — подвел итог зампред думского комитета по делам спорта Ильдар Гильмутдинов.