"Единая Россия" теряет электоральную поддержку
Тот факт, что официальные социологические замеры рейтингов партий перед выборами превратились в полноценный инструмент политических манипуляций, уже ни у кого не вызывает сомнений.
Доверие к официальным структурам, производящим социологические опросы, упало давно и окончательно. На последних выборах 14 марта представителям оппозиционных партий даже пришлось открыто предупредить единороссов о недопустимости использования рейтингов в качестве политического инструмента. Вмешался и президент. Он дал прямое указание о том, что "партии должны повышать качество демократических институтов, обеспечивать адекватное представительство интересов граждан и ответственно выбирать приемы политической борьбы". Президент особо подчеркнул, что "эти требования обращены не только непосредственно к партийным функционерам, но и к региональным начальникам, губернаторам, большинство из которых на сегодняшний день являются членами или сторонниками "Единой России".
Если сказать проще, партии власти порекомендовали прекратить "спускать" наказы в виде "рейтингов" в местные избиркомы. И результат не заставил себя долго ждать: вместо "запланированных" ВЦИОМом 53 %, "Единая Россия" получила на Алтае – 43 %, в Курганской области – 45 %, в Свердловской области – 40 %, в Хабаровском крае – 48 %.
Причины такой разницы между официальными предвыборными рейтингами и получившимся результатом сами единороссы объясняли долго, путано, прячась за политологические и социологические термины. В то же время лидер "Справедливой России", оппонирующей "ЕР", предпочел выразиться проще. По его словам, партии власти впервые не позволили открыто "жулить" на местах. То есть прирост результатов оппозиционных парламентских партий и падение результатов ЕдРа дал элементарный контроль за ходом народного голосования и попытка сверху укротить административный ресурс.
Но и при этом весьма сложно представить, что после резкого повышения цен на услуги ЖКХ в январе 2010 года, после скачкообразного повышения транспортного налога и других "сюрпризов", одобренных "Единой Россией", население отдало партии власти 43-48 % голосов, не говоря уже о 50-55 % запланированных ВЦИОМом. Населению, в отличие от функционеров партии власти, забыть такое довольно сложно. Тем более, что основными лозунгами самых массовых в России митингов против повышения цен на услуги ЖКХ, стали как раз требования об отставке областных депутатов от "Единой России" и некоторых губернаторов-членов партии.
Казалось бы, урок выборов марта-2010 должен был на некоторое время поумерить желание официальных социологических служб рисовать благостные прогнозы для ЕР, которые не имеют совершенно никакого отношения к реальности. В развитых демократических странах, наверное, сложно представить ситуацию, когда третье лицо в государстве, спикер верхней палаты парламента во всеуслышание раскрывает суть "черной" политтехнологии, использующей данные соцопросов, а социологические службы, не смущаясь, продолжают озвучивать рейтинг ЕР в 50-55 %. Тем не менее, эта практика продолжается.
Именно поэтому структуры государственной власти, политические партии и авторитетные экспертные институты ориентируются на совершенно другую, объективную социологию. Ведь в условиях "желаемых" для "Единой России" результатов социологических опросов, остальным субъектам политической жизни страны все же необходимо отслеживать реальную картину предпочтений избирателей. И эта социологическая картина "для внутреннего пользования" очень сильно отличается от "официально-вциомовской". Вот результаты исследования одного из независимых социологических агентств, чьими услугами пользуется большинство органов власти и некоторые политические институты. Согласно исследованию, проведенному с 19 по 25 июля, ответы на вопрос "Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за какую политическую партию вы бы проголосовали?" распределились следующим образом: "Единой России" отдали бы свое предпочтение 34 % российских избирателей, КПРФ – 16 %, "Справедливой России" – 14 %, ЛДПР – 8 %. А 28 % опрошенных граждан России, согласно результатам, еще не определились с выбором.
Официозные социологические данные, завышающие рейтинг ЕР примерно на 20 % могут вызвать только недоумение. В лучшую сторону с марта месяца в России ничего не изменилось – ни рост инфляции, ни социальная сфера, ни проблема тарифов ЖКХ. Зато к вышеперечисленным факторам добавился новый: с подачи "Единой России" принят закон, который вызвал у населения мощный протест, сопоставимый с протестом против закона о монетизации льгот в 2004 году. Это закон о реформе бюджетных учреждений, результатом которого станет коммерциализация образования и здравоохранения. В начале лета по России прокатилась волна протеста против этого закона, и, надо думать, что по мере приближения вступления его в силу население еще не раз "поблагодарит" "Единую Россию".
Вероятно с этим законом связан и рост рейтингов КПРФ и "Справедливой России" (16 % и 14 % соответственно по данным опроса), которые выступили категорически против его принятия и инициировали массовые народные акции в регионах и сбор подписей за отмену этого закона, которые будут направлены президенту.
Таким образом, реальная цифра электоральной поддержки "Единой России" в 34 % и рост рейтингов оппозиционных партий позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, у партии власти уже просто не хватает реального, а не "условно-социологического" ресурса народного доверия. Так что к другим парламентским партиям ЕР прислушиваться отныне все же придется.
Во-вторых, эксперты сходятся во мнении, что социальные движения и профсоюзы, которые сейчас вновь стали пользоваться доверием у населения, окажут поддержку перед выборами именно оппозиционным партиям. Так "Справедливая Россия" уже смогла заручиться поддержкой внушительного числа реальных, работающих профсоюзов. Не секрет, что, несмотря на обилие у ЕР "дружественных" социальных движений, все они по большому счету искусственные, полугосударственные и малочисленные. Зато "Справедливая Россия" уже смогла заручиться поддержкой внушительного числа реальных, работающих профсоюзов.
В-третьих, как показала избирательная кампания марта-2010, в октябре партии власти следует готовиться к неприятным для нее итогам выборов глав муниципальных образований. Отсюда отчаянные и непрекращающиеся попытки партии власти ввести институт "сити-менеджеров" или выборов глав городов из состава законодательных собраний.
В-четвертых, судя по тому, как прошли "праймериз" единороссов в Самаре, противоречия внутри партии власти никуда не делись. Если на мартовских выборах в Омске конкурировали сразу два единоросса, то в Самаре фактически выигравшего внутрипартийные выборы члена ЕР Виктора Сазонова бесцеремонно вывели из предвыборной борьбы. Он выиграл у своего коллеги по партии Дмитрия Азарова с перевесом в 300 голосов. По оценке нынешнего мэра Самары, справедливоросса Виктора Тархова, "руководство этой партии ясно продемонстрировало свое пренебрежение к своим же членам, было продемонстрировано неуважение и к нам – обычным людям".
В-пятых, оппоненты "ЕР" после мартовских выборов убедились в том, что единороссов можно побеждать. На местах уже сейчас складываются коалиции, направленные против монополии партии власти. К примеру, при голосовании против предлагаемых "Единой Россией" законопроектов. И самое главное – на митингах. Понятно, что в преддверии выборов этот процесс будет гораздо более активным. А единороссам стоит помнить: от приятного ощущения, что в условиях монополии "ЕР" на исход выборов можно влиять, избирателя отучить уже не так просто.
Таким образом, если мартовское снижение результатов "Единой России" подтвердится в октябре 2010 года и станет тенденцией, то из парламентских выборов 2011 г. "Единая Россия" выйдет уже совершенно другой партией. В лучшем случае со своим сегодняшним рейтингом доверия – 34 %.