Выпускник отпущения
Фальсификации при сдаче ЕГЭ выгодны сегодня всей системе образования, но в ответе за это только низшие ее звенья.
Вчера стало известно, что в Москве в ходе проведения ЕГЭ задержаны несколько студентов столичных вузов, пытавшихся сдать выпускные тесты за школьников. А буквально накануне в Рособрнадзоре заявили о намерении судиться с социальной сетью «ВКонтакте», в которой были выложены материалы Единого госэкзамена. Число громких скандалов, связанных с ЕГЭ, очевидно возрастает. В то же время в стране создана такая система образования, нормальная работа которой «завязана» на высокие результаты ЕГЭ. То есть фальсификации оказываются выгодны. Однако, что характерно, к ответственности привлекают кого угодно: учителей, мошенников-студентов, самих выпускников. Безнаказанными остаются только чиновники от образования и лично нынешний глава Минобразования и науки Андрей Фурсенко, активно добивавшийся создания в России этой самой системы.
Новые нарушения при сдаче ЕГЭ были выявлены в московской школе №958. Как оказалось, студенты за деньги сдавали экзамены за выпускников. Личности учащихся устанавливались по перекличке, а документы при этом не проверялись. Например, за одного школьника испытания проходила девушка-студентка, переодевшаяся в мальчика. Каждый из них не только спокойно прошел на экзамен, но и сдал его. Теперь у 11 выпускников за нарушения при сдаче ЕГЭ по математике будут аннулированы результаты, а мошенники будут привлечены к уголовной и административной ответственности.
Подобные нарушения уже не удивляют ни выпускников, ни специалистов. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, с каждым годом число нарушений будет расти. «Этот обман произошел, потому что сама форма сдачи ЕГЭ предусматривает обезличенность сдающих, – объясняет «НИ» г-н Комков. – За выпускника его сдать может любой человек, для этого тот, кто сдает, может сидеть где угодно, и передавать правильные ответы через средства связи. Сдают учителя и студенты вместо учеников. Вариантов обмануть систему очень много». По словам нашего собеседника, изначально, когда только вводился ЕГЭ, многие специалисты предупреждали, что обеспечить информационную безопасность на ЕГЭ невозможно. Однако чиновники проигнорировали эти мнения.
Еще одна большая проблема в связи с ЕГЭ состоит в том, что его результаты определяют, по сути, ту оценку, которая будет дана всей системе образования – как конкретного региона, так и страны в целом. Так что все звенья этой цепи – отдельный учитель, местные органы управления образованием, региональное и федеральное министерство – оказываются кровно заинтересованными как можно в лучших результатах ЕГЭ.
А глава департамента образования Москвы Исаак Калина и вовсе недавно пообещал, что даже зарплата столичных учителей будет «завязана на ЕГЭ – на количестве детей, которые выбрали их предмет, и на полученных результатах». О какой серьезной борьбе с фальсификациями тут можно говорить? Специалисты сегодня справедливо ставят вопрос о том, почему нести ответственность за сложившуюся систему, в которой многочисленные нарушения при ЕГЭ оказываются выгодными, должны только низшие звенья этой системы: учителя, пользователи Интернета и даже сами сдающие.
В России «отцом-основателем» ЕГЭ был бывший министр образования Владимир Филиппов, напоминает «НИ» Сергей Комков. Именно он начал этот эксперимент, а вместе с ним над нововведениями трудился Виктор Болотов, который сегодня занимает должность вице-президента Российской академии образования. Нынешний же министр Андрей Фурсенко активно поддерживал эту инициативу. «Их всех пора призвать к ответственности за то, что происходит сейчас на ЕГЭ, – считает г-н Комков. – Есть такое понятие, как «технологические ошибки», которые приводят к техногенным катастрофам. ЕГЭ равнозначно той самой технологической ошибке, которая приведет к катастрофе, потому что в результате ЕГЭ мы получим специалистов, которые приведут страну к техногенному краху».
Сами школьники в этой ситуации оказались в положении, когда рассчитывать на объективную оценку их знаний не приходится. «Школьники понимают, что если на ЕГЭ одни покупают результаты, а за других сдают родители или учителя, то у честных абитуриентов мало шансов на поступление своими силами», – выразил «НИ» свое мнение учитель русского языка и литературы Сергей Райский.