Обидели студента, отняли копеечку?
В скором времени основная масса студентов может лишиться стипендии.
Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что стипендию должны получать не все студенты, а лишь самые нуждающиеся и самые талантливые. Кто войдет в списки достойнейших, будут решать студсоветы вузов.
Разговоры о возможной отмене студенческих стипендий идут давно. В начале года пробный шар в этом направлении запустил помощник президента Аркадий Дворкович. Теперь тему развил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Выплачивать стипендии, заявил он на последней встрече с членами молодежного клуба «Народного фронта», надо не всем, а лишь двум группам студентов — ребятам из малоимущих семей, «которые хотят учиться, но не могут из-за материальных проблем; и тем, кто добился выдающихся результатов в своей области».
Всем остальным, то есть подавляющему большинству студентов, выплаты со временем должны прекратиться: «Я сам, — напомнил министр, — хотя учился в университете без „троек“, стипендии не получал, поскольку был из сравнительно обеспеченной семьи. Платить мне стали лишь, когда я начал получать одни „пятерки“. И я считаю эту систему справедливой».
Единственная проблема, которую видят в министерстве при переходе на новую систему, — наладка правильного отбора стипендиатов. Но вскоре чиновники берутся решить и ее. Как оказалось, ведомство завершает работу над критериями отбора и вскоре огласит их. При этом главная интрига заключается в том, что выбирать кандидатов будут не деканаты, а студенческие советы. Именно они, подчеркнул Фурсенко, «лучше всех знают, кто действительно нуждается в поддержке. А справки о доходах особого доверия сегодня не вызывают».
Обкатка новых правил в вузах начнется уже с сентября: ближайшие четыре месяца, по словам главы Минобрнауки, станут пилотными. Тем не менее сразу стипендии не отменят, заверил он: «Обещанное в сентябре всеобщее увеличение стипендий на 9% состоится и пойдет по обычному пути. А вот что делать дальше с дополнительным увеличением стипендиального фонда на 20%, надо решить принципиально — кому давать эти, а впоследствии и регулярные надбавки, а кому нет».
Пока «принципиально» решено одно: на дальнейшее увеличение стипендиального фонда рассчитывать не стоит, сообщил министр лидерам студенческих профсоюзов, предложившим повысить ежемесячные выплаты студентам если не до прожиточного минимума, то хотя бы до минимального размера оплаты труда: «В этом случае стипендиальный фонд пришлось бы увеличить вчетверо — с нынешних 60 до 240 млрд. рублей. А на это никто не пойдет. В бюджете таких денег просто нет, и откуда их сегодня взять, непонятно».
Можно не сомневаться: сформулированная Андреем Фурсенко идея не наращивать, а перераспределять средства стипендиального фонда по принципу «кому-то дать 10 тысяч, а кому-то, может быть, и ничего» понимания у большей части студенчества не найдет. Потеря пусть небольших, но гарантированных ежемесячных выплат (с сентября они составят 1200 руб.) станет ощутимой даже для представителей среднего класса Москвы — ребят, не особо нуждающихся, живущих дома и питающихся за счет родителей. В бюджетах же иногородних студентов появится зияющая дыра, куда вскоре ухнет единственное преимущество ЕГЭ — возможность поступать в столичные вузы.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар:
— Стипендии в их нынешнем виде — один из последних рудиментов советской эпохи. Введя платное образование, мы сделали первый шаг от нее. Теперь, как это ни печально, придется сделать другой. Нынешний размер стипендии не отражает реалий современной жизни: прожить или хотя бы питаться на эти деньги в течение месяца невозможно. Просто проиндексировать стипендии, добавив всем студентам по 100 рублей, — ничего не даст. Между тем делать что-то надо. Может быть, и в самом деле в первую очередь надо поддерживать нуждающихся студентов.
Марина Лемуткина