Блогнот. Горькая правда о журфаке МГУ
Считаю необходимым высказаться, потому что пока не очень ясно, что мы с ребятами будем делать и к чему всё это приведёт. Суммируем исходные данные, так сказать.
Журфак МГУ традиционно считает себя лучшей кадровой кузницей журналистов. Почему это совсем не так, лучше расскажут мои старшие товарищи, выпускники и работодатели, а не я. Тем не менее, там всё ещё осталось немало классных преподавателей, которые продолжали интересно и увлечённо вести предметы в отведённые им часы.
Что происходит сейчас: классных преподавателей становится всё меньше. Факультет, который славился гуманитарным или даже прямо-таки филологическим образованием, теперь отказывается от половины часов по зарубежной литературе (на 2-м курсе - 1 лекция в 2 недели), при этом программы максимально сжимаются - настолько, что даже мои безработные товарищи в свободное время не успевают осилить и половины того, что положено знать. Отменяются коллоквиумы: у нас их в этом семестре было 2 вместо 3, причём они проходили с перерывом в неделю, а не 2-3, как раньше - то есть, подготовиться ко второму было невозможно.
Корнилова, прекрасный преподаватель, читавшая нам на 1-м курсе лекции, очень болезненно восприняла происходящее с кафедрой зарубежной литературе. Дальше дам информацию, которую не могу или не буду никак подтверждать. По слухам, Корнилова попала в больницу после того, как узнала об отмене коллоквиумов. По слухам, в защиту кафдеры и коллоквиумов выступили студенты и преподаватели. По слухам, преподаватели попали в некий "чёрный список". По слухам, студентов вызвали в учебную часть, их долго распинали и обещали урезать/отобрать стипендии. Такие слухи.
Вся эта история вызвала определённый резонанс после записи Корниловой в её блоге несколько дней назад. После этого, 25 марта, в прессе появилось что-то совершенно несусветное. Декан факультета журналистики Вартанова заявила, что учебный план не изменился. Видимо, он изменился только у студентов и преподавателей. Коллоквиумы, оказывается, были "дополнительными занятиями", поэтому их можно было отменить. А отменили их потому, что в этом году "очень большой выпуск" и на всех не хватает аудиторий. Елена Леонидовна, готов с вами поспорить на ваш месячный оклад, что в любое время дня и ночи отыщу не менее 5-10 свободных аудиторий на факультете. Не менее. А вообще их десятки. Странно, что вы не знаете.
Пресс-секретарь журфака (да, у нас и такая должность есть) Фомина написала главному редактору "Йода" и угрожала подать на него в суд за новость, написанную по записи Корниловой. Видимо, эта история не должна была стать достоянием общественности. Ну, извините.
В среду состоится учебный совет, посвящённый этой теме. Разумеется, студенты не узнают, что и кто на нём действительно говорил, кто и за что высказывался, какие решения приняты. Сайт факультета журналистики МГУ давно уже не функционирует как должно, равно как и группа ВК, равно как и студенческий совет, обеспечивающий не связь между учениками и руководством, но бесплатные билеты в театр и походы на концерты (преимущественно себе).
А вы долго будете смеяться, если я скажу, что на журфаке нет wi-fi? Начинайте.
Мы ждём результатов совета в среду, надеясь, что нас известят о том, что имеет к нам непосредственное отношение. Что нам сохранят зарубежную литературу, про которую декан Вартанова при каждой возможности говорит, мол, никакой работодатель не спросит вас, что вы там прочли. С ней нельзя не согласиться. Только когда мои однокурсники затрудняются назвать произведения Пушкина, в которых поднимается одна из ключевых тем литературы - "маленького человека" - вы что, правда думаете, что они смогут работать в гуманитарной сфере после этого? Зато у нас есть потрясающие предметы, названия которых никто не знает, зачёты и экзамены по которым сдаются без подготовки, а иногда и без посещения занятий, а иногда и вовсе не сдаются, а проставляются автоматом. Эти псевдожурналистские предметы, по-видимому, считаются более важными, нежели литература или стилистика (читай: русский язык), лекции по которому также отменили, учебные часы сократили, на нашем 2-м курсе убрали зимний зачёт.
Почему у нас, скорее всего, ничего не выйдет: все происходящие изменения оправдываются переходом на болонскую систему обучения: 4+2, бакалавриат+магистратура. Я мало что смыслю в этом, зато знаю, что работодатели и преподаватели бьют тревогу: за 4 года по новой программе студентов невозможно научить журналистике. Бакалавров мало кто и мало куда хочет брать. Некоторые уважаемые СМИ принципиально не принимают журфаковцев из МГУ на работу.
Переход на новую систему, вы скажете, навязан и обязателен, и что тут с ним поделаешь. Но ведь МГУ так горд и славен собой, особенно наш факультет. Мы ведь единственный вуз, который может влиять на систему образования в стране, который может, как минимум, сам себе устанавливать программу обучения. В конце концов, мы ведь могли бы отстоять специалитет или филологические предметы в прежнем объёме. Вместо этого все вылилось в уже открытый конфликт.
Мы будем добиваться сохранения учебной программы со всеми этими "ненужными" предметами. Мы внимательно следим за тем, что происходит, и готовы выступить в защиту нашего права и права будущих студентов на декларируемое альма-матер "лучшее в стране журналистское образование", которое пытаются свести к обучению работе необразованным натасканным писчиком пресс-релизов - в лучшем случае.
Фото: jourdom.ru