Когда в товарищах согласья нет, или Суета вокруг бутылки
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Иван Крылов
Министерства и ведомства, так или иначе связанные с производством алкоголя и его оборотом в стране, никак не могут достигнуть единого мнения, в какую же сторону двигать его стоимость.
Приказом министерства финансов от 13 мая 2017 года минимальная розничная цена на водку повышена со 190 до 205 рублей за бутылку объёмом 0,5 литра. Это при том, что заместитель председателя правительства, курирующий вопросы оборота алкогольной продукции, Александр Хлопонин требовал повышения до 219 рублей.
С другой стороны, Минпромторг уже устал настаивать на снижении минимальных цен на алкоголь. С министерством промышленности солидарен и Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя в лице директора Вадима Дробиза, который рекомендует снизить акцизы в три раза, утверждая при этом, что рекомендуемая Минпромторгом цена в 100-130 рублей – это всё равно дорого.
К слову, акцизы на алкоголь снижаться и не думают, скорее наоборот. С 1 января 2017 года ставки акциза на крепкие алкогольные напитки были повышены с 500 до 523 рублей за литр спирта.
Есть в этой битве и ещё один игрок – бизнес-омбудсмен Борис Титов, который в своём ежегодном докладе напугал президента Путина легализацией контрафактной продукции.
«Существующие минимальные розничные цены на крепкую алкогольную продукцию фактически легализуют контрафактную и криминальную продукцию, так как ни одно легальное предприятие сегодня не может даже уложиться в себестоимость данных минимальных цен, не говоря уже о минимальной доходности», – говорится в докладе Титова.
В завершение бизнес-обдусмен предлагает президенту ещё более увеличить минимальные цены на крепкий алкоголь, «исходя из экономических реалий, стоимости сырья и комплектующих».
О каких «реалиях» и «сырье» бредит омбудсмен Титов, и при чём здесь легализация котрафакта? Не секрет, что себестоимость бутылки водки – 35 рублей. Всё остальное – акцизы, НДС, заработок завода и накрутки поставщиков с продавцами. Ну а то, что рост контрафакта провоцируют как раз высокие цены на легальный алкоголь, понятно всем, кроме, видимо, господ Титова и Хлопонина.
Как бы то ни было, вся суета вокруг цены на бутылку водки напоминает театральную постановку по мотивам басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Только действующих лиц в этом спектакле гораздо больше, чем у баснописца. Зато финал такой же: «Да только воз и ныне там».
Фото: kan-yu.com.ua