Новый вираж ЕГЭ: подсадные утки
Вчера в большинстве вузов страны закончились вступительные экзамены. В этом году впервые проводился массовый эксперимент с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), который вызвал конфликт между москвичами и провинциалами из-за бюджетных мест. Кроме того, были выявлены новые формы мошенничества.
Эксперимент с единым госэкзаменом (выпускные экзамены в школах засчитываются как вступительные в вуз) в этом году проводился в 47 регионах страны. В Москве результаты ЕГЭ засчитывали четыре ведущих вуза – Университет Дружбы народов, Высшая школа экономики, Финансовая академия и МГИМО.
Главной жертвой ЕГЭ стали его авторы – Высшая школа экономики. Уже при приеме заявок от абитуриентов вузы столкнулись с проблемой: провинциалов, приславших "отличные" сертификаты ЕГЭ, оказалось слишком много, и на москвичей мест попросту не оставалось. На некоторых факультетах "вышки" больше половины бесплатных мест достались школьникам из регионов. Чтобы дать возможность москвичам хоть как-то поступить в ВШЭ, руководству пришлось увеличить число бюджетных мест. "В этом году на долю москвичей придется как минимум 75 дополнительных мест,– рассказывает проректор ВШЭ Григорий Канторович.– Мы будем учить их за счет средств университета. Если ЕГЭ станут проводить по всей стране, нам придется не только расширять бюджетные отделения, но и увеличивать штат преподавателей, строить новые здания".
Себестоимость обучения студента в ВШЭ достигает 100 тыс. руб. в год. Так что ЕГЭ уже в следующем году мог бы "съесть" довольно солидную часть университетского бюджета. Правда, у эксперимента в ВШЭ оказались и неожиданные плюсы. "На фоне борьбы москвичей за бесплатные места у нас впервые появился конкурс на коммерческие отделения,– рассказал господин Канторович.– Так что затраты на лишние места помогут компенсировать платники".
Остальные вузы, засчитывавшие результаты ЕГЭ, поступили иначе – Университет Дружбы народов закрыл для провинциалов самые престижные факультеты, а МГИМО ввело квотирование: из 1,5 тыс. мест школьникам с сертификатами ЕГЭ досталось только 37.
Еще один итог вступительных экзаменов – новые формы мошенничества. Григорий Канторович рассказал Ъ, что приемная комиссия обнаружила целую группу "подсадных уток", сдававших экзамены за абитуриентов ВШЭ. Около десяти человек с разным типом лица (например, брюнет с раскосыми глазами или блондин с большими щеками) за 2,5 тыс. предлагали неуверенным в своих знаниях похожим на них абитуриентам услуги по сдаче экзамена. Поймать мошенников удалось по совсем уж вопиющему случаю. Как рассказали члены приемной комиссии, на экзаменационном листке "стояла бурятская фамилия, а молодой человек, сдававший экзамен, выглядел славянином".