Инсайд. Росприроднадзор подтвердил информацию о сбросе отходов БЦБК в Байкал
В конце октября Росприроднадзор вышел на внеплановую проверку МУП «КОС БМО» из Байкальска, которое подозревают в сбросе недостаточно очищенных надшламовых вод из карт-накопителей АО «БЦБК» в озеро Байкал. Руководитель межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Ольга Курек сообщила «Зеленому Фонду», что еще в июле 2020 года был заключен контракт на выполнение работ по понижению уровня вод, находящихся на промплощадке БЦБК, исполнителем по которому выступило муниципальное предприятие «Канализационные очистные сооружения Байкальского муниципального образования». Стоит отметить, это было необходимо для предотвращения переполнения шламовых карт и попадания загрязненных надшламовых вод вообще без какой-либо очистки в Байкал в период паводка.
Получив такую информацию и оценив риски для экологии байкальской природной территории, Росприроднадзор решил проверить работу коммунальщиков, для чего к проверке привлекли специалистов ЦЛАТИ. Результаты исследований показали, что МУП «КОС БМО» таки сбрасывает загрязняющие вещества, не указанные в Декларации о воздействии на окружающую среду. А именно довольно опасные – фенолы, формальдегид, хлороформ и АОХ, который сбрасывались прямо в озеро Байкал через выпуск №1!
Получив столь ошеломляющие выводы экспертов ЦЛАТИ, 18 сентября 2020 года Росприроднадзор обратился в суд с иском о запрете сброса надшламовых вод из карт-накопителей БЦБК в озеро Байкал. Уже 20 сентября Слюдянский районный суд удовлетворил требования Росприроднадзора. Теперь, уже в рамках внеплановой проверки, подчиненные Ольги Курек определят степень вины и степень ответственности нерадивых коммунальщиков, допустивших загрязнение Байкала отходами БЦБК.
Вроде бы можно было уже поставить здесь точку и похвалить Росприроднадзор. Но! Интересно еще и то, что данная схема по откачке надшламовых сточных вод, предварительной их очистке и сбросу на КОС и после в Байкал обсуждалось на совещаниях межведомственной комиссии по ГО и ЧС под председательством тогда еще и.о. Губернатора Кобзева. Участвовала в этих совещаниях и руководитель РПН по Иркутской области Ольги Курек, возражений от которой по данному варианту развития событий ни разу не звучало. Хотя и протокольных решений об утверждении этой схемы никто в глаза не видел - а это уже просчет аппарата Губернатора и его Министерства экологии под руководством тогда только назначенной Светланы Трофимовой.
Кроме того, на БЦБК выезжала природоохранная прокуратура в период проведения работ по водопонижению и никаких замечаний, предостережений и представлений в адрес МУПа, Администрации Байкальска и Правительства Иркутской области не поступало. Видимо, коварное молчание руководителя Управления Росприроднадзора по Иркутской области Ольги Курек было заточено под то, чтобы уже на финальном этапе работ выйти и предъявить претензии МУП КОС и, по сути, кинуть тень на решения уже состоявшегося Губернатора Кобзева.